Судья Московского городского суда Н. С. Кирпикова, рассмотрев кассационную жалобу ФКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России", подписанную представителем по доверенности Мерлушкиным А.А., поступившую в суд кассационной инстанции 21 января 2016 года, на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2015 года по делу по иску ФКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России" к Джигкаеву В.П., Санакоевой М.В., Джигкаеву В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением в общежитии, выселении,
установил:
ФКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России" (далее - ФКУ "ЦВК по МТО ГКВВ МВД России") (войсковая часть 5380) обратилось в суд к Джигкаеву В.П., Санакоевой М.В., Джигкаеву В.В., просила признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением в общежитии по адресу: г.Москва, и выселить их из занимаемого жилого помещения.
Свои требования истец мотивировал тем, что за ФКУ "ЦВК по МТО ГКВВ МВД России" на основании свидетельства о государственной регистрации права закреплено на праве оперативного управления общежитие, расположенное по адресу: г.Москва,. Согласно приказу МВД от 30 ноября 1992 года N438 "О балансовой принадлежности и организации эксплуатационной службы общежития МВД России" шесть этажей с 3-го по 8-й (включительно) переданы производственно-хозяйственному управлению МВД России для проживания сотрудников центрального аппарата министерства и приданных ему подразделений. Джигкаев В.П. вселен в общежитие на основании договора найма жилого помещения N63 от 30 ноября 2004 года, согласно указанному договору с Джигкаевым В.П. вселены члены его семьи - жена Санакоева М.В., сын - Джигкаев В.В. В ходе проверки законности проживания граждан на территории общежития внутренних войск МВД России было установлено, что документов, подтверждающих трудовые или служебные отношения ответчиков с внутренними войсками или Министерством внутренних дел России, не имеется, на жилищном учете во внутренних войсках МВД РФ ответчики не состоят.
Учитывая, что прекращение служебных отношений является основанием для прекращения договора найма жилого помещения в общежитии, истец просил признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением в общежитии и выселить их из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2015 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, полагая их незаконными.
По запросу судьи Московского городского суда данное дело было истребовано из Чертановского районного суда г. Москвы и 21 марта 2016 года поступило в Московский городской суд.
Полагаю, что кассационная жалоба ФКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России" с гражданским делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно статье 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи (часть 1).
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы (часть 2).
Из материалов дела следует, что ГУ Центральной войсковой комендатуре по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД РФ на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 17 марта 2006 года N459-р на праве оперативного управления принадлежит здание общежития по адресу: г.Москва, ул. (л.д. 6).
На основании приказа МВД России от 30 ноября 1992 года N438 "О балансовой принадлежности и организации эксплуатационной службы общежития МВД России" шесть этажей с 3-го по 8-й (включительно) ранее были переданы производственно-хозяйственному управлению МВД России для проживания сотрудников центрального аппарата министерства и переданных ему подразделений.
30 ноября 2004 года между ГУ Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению ГК ВВ России (наймодатель) и Джигкаевым В.П. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения N63, согласно которому наймодатель предоставил нанимателю и членам его семьи по акту передачи изолированное служебное помещение, состоящее из 1 комнаты в общежитии, общей площадью кв.м., жилой площадью кв.м. по адресу: г.Москва, ул.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в месячный срок, договор считается расторгнутым со дня выселения.
Согласно пункту 4.4. договора без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 4.3, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Согласно финансовому лицевому счету от 4 марта 2015 года (л.д. 13), в комнате площадью кв.м. в квартире N в доме по адресу: г.Москва, , корп., проживают Джигкаев В.П., его жена Санакоева М.В., его сын Джигкаев В.В., 1989 года рождения.
Указанные лица проживают на спорной жилой площади с 15 декабря 2003 года, зарегистрированы по месту жительства в общежитии с 17 декабря 2004 года (л.д. 14).
При этом в материалах дела имеются сведения о том, что Джигкаев В.В., 1989 года рождения, снят с регистрационного учета по месту жительства из общежития по адресу: г.Москва, , 28 октября 2014 года и с указанной даты зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Северная Осетия-Алания,
Приказом директора ФМС от 5 августа 2008 года N653 л/с полковник милиции Джигкаев В.П. освобожден от занимаемой должности в связи с его увольнением из органов внутренних дел РФ по пункту "в" части 7 статьи 19 Закона РФ "О милиции" (по выслуге срока службы, дающего право на назначение пенсии) 6 августа 2008 года, выслуга лет на 6 августа 2008 года в календарном исчислении составляет 19 лет 02 месяца 08 дней, в льготном исчислении - 33 года 05 месяцев 01 дней (л.д. 35).
Разрешая настоящий спор, суд не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку исходил из того, что Джигкаев В.П. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, по условиям договора найма жилого помещения от 30 ноября 2004 года, заключенного с ГУ Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению ГК ВВ МВД России, не может быть выселен без предоставления иного жилого помещения даже при условии прекращения службы, поскольку по условиям указанного договора по достижении выслуги в правоохранительных органах более 10 лет у нанимателя возникло право бессрочного пользования спорным жилым помещением.
При этом суд принял во внимание, что договор найма жилого помещения от 30 ноября 2004 года до настоящего времени не расторгнут, положения пункта 4.4. договора сторонами не оспорены, права ответчиков на пользование жилым помещением вытекают из договорных отношений.
Между тем, судом не учтено, что по смыслу положений статей 10, 99, 105 Жилищного кодекса РФ основания предоставления специализированного жилого помещения, в том числе жилого помещения в общежитии, а равно основания прекращения договора найма такого жилого помещения установлены законом.
При этом в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Положения статьи 103 Жилищного кодекса РФ, определяющие порядок выселения граждан из специализированных жилых помещений, подлежащие применению с 1 марта 2005 года, не содержат каких-либо норм, исключающих выселение без предоставления другого жилого помещения лиц, имеющих выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, в случае прекращения с ними договора найма жилого помещения в общежитии.
Положения, аналогичные пункту 4.4 договора найма жилого помещения, заключенного с Джигкаевым В.П., содержались ранее в пункте 6 статьи 108 ЖК РСФСР.
Вместе с тем, статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статье Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из изложенного следует, что лица, которым жилые помещения в общежитии были предоставлены до введения в действие Жилищного кодекса РФ, которые по ранее действовавшему жилищному законодательству не подлежали выселению из них без предоставления другого жилого помещения, после 1 марта 2005 года не подлежат выселению из общежития только в том случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют право состоять на данном учете.
Между тем, сведений о том, что Джигкаев В.П. с семьей состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, материалы дела не содержат.
Более того, в материалах дела имеются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 марта 2015 года (л.д. 38, 40), из которых следует, что за Джигкаевым В.П. 11 февраля 2008 года было зарегистрировано право собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью кв.м., расположенную по адресу: Московская область, , право собственности на данную квартиру было прекращено 21 февраля 2011 года в связи с заключением им договора дарения от 19 января 2011 года с Джигкаевым В.В.
Между тем, изложенных выше положений действующего законодательства суд при рассмотрении настоящего дела не учел, в нарушение требований статей 56, 196, 198 ГПК РФ наличие либо отсутствие предусмотренных законом оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения фактически не установил, указав в обоснование отказа в удовлетворении заявленных истцом требований только на условия заключенного между сторонами договора найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Несмотря на наличие оснований к отмене постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия оставила решение суда без изменения, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии также не может быть признано законным.
Таким образом, кассационная жалоба ФКУ "ЦВК по МТО ГК ВВ МВД России" с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Полагаю, что решение суда и апелляционное определение судебной коллегии подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 381, статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
кассационную жалобу ФКУ "ЦВК по МТО ГКВВ МВД России" на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2015 года по делу по иску ФКУ "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России" к Джигкаеву В.П., Санакоевой М.В., Джигкаеву В.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением в общежитии, выселении передать для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья
Московского городского суда Н. С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.