Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Зыбелевой Т.Д., при секретаре Романовой Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе С.а И.я В.а на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 октября 2015 года, которым в удовлетворении иска С.а И.В. отказано в полном объеме,
установила:
Истец С. И.В. обратился в Пресненский районный суд г. Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК Российской Федерации, к ответчикам Министерству обороны Российской федерации, Комиссии по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, о признании незаконным отказа комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий в выдаче такого удостоверения, признании ветераном боевых действий в республике Таджикистан, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Требования мотивированы тем, что в период с 30 сентября 1992 года по 20 мая 1993 года он проходил военную службу в войсковой части В., дислоцированной на территории Республики Таджикистан, в должности командира танка и принимал непосредственное участие в боевых действиях, в том числе боевой операции по освобождению русских заложников в г. Рогуне, поддержании общественного порядка в г. Душанбе, на блок-постах, аэропорте в г. Душанбе. Участвовал во всех боевых операциях от Душанбе до Комсомолабада в качестве командира танка. Период выполнения задач при вооруженном конфликте в Республике Таджикистан с 30 сентября 1992 года по 20 мая 1993 года засчитан для исчисления выслуги лет на пенсию в льготном исчислении. Полагал отказ Комиссии Западного военного округа от 30 июня 2014 года в выдаче удостоверения в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, незаконным, поскольку участие в боевых действиях подтверждается военным билетом, иные документы он в Комиссию представить не мог, так как оформление и хранение соответствующих документов не входило в его обязанности. Указывал, что имеет право на получение такого удостоверения на основании Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. И.В. ставит вопрос об отмене решения, и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчики, извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца С.а И.В., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов боевых действий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закреплен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Приложением N 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 г. N 307-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
В соответствии с п. 7 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177 (действовавшего на момент возникновения спорных отношений), в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия в боевых действиях сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 15 мая 2014 года С. И.В. обратился к Председателю Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Заключением комиссии от 30 июня 2014 года С.у И.В. было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине не представления документов, указанных в п. 9 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Судом также установлено, что С. И.В. проходил военную службу на территории Республики Таджикистан в военной части В. в период с 29 сентября 1992 года по 22 мая 1993 года.
Из архивной справки от 07 декабря 2012 года N 8/П-.. следует, что приказом командира войсковой части N В. N 196 от 30 сентября 1992 года, изданным в г. Душанбе, зачислено на котловое довольствие с 30 сентября 1992 года команду в количестве 466 человек без приложения именных списков.
Приказом командира войсковой части N В. N 100 от 22 мая 1993 года, изданным в г. Душанбе, сержант С. И.В., командир танка, был исключен из списка личного состава части, со всех видов обеспечения, и направлен на воинский учет по месту призыва.
В приказах командира войсковой части по общим вопросам за 1992 год сведения о зачислении рядового и сержантского состава поименно в списки части не отражены.
В имеющихся на хранении алфавитных книгах учета рядового и сержантского состава воинской части В. призыва 1990-1991 годов С. И.В. не значится.
В приказах командира войсковой части В., с 07 июня 1993 года военной части полевая почта В., за 1992-1993 годы сведения об участии личного состава части в боевых действиях на территории республики Таджикистан, не отражены.
Согласно архивной справке от мая 2014 года N 8/_ в приказе командира войсковой части В. N 213 от 23 октября 1992 года, изданным в г. Душанбе Республика Таджикистан, имеется запись о том, чтобы полагать прибывшими для прохождения дальнейшей службы, с 29 сентября 1992 года зачислить в списки личного состава части и на все виды обеспечения рядового С.а И.В.
Иных документов воинской части В., необходимых для дальнейшего наведения справки за 1992-1993 годы на хранении в Центральном архиве Министерства обороны России не имеется.
Согласно письму от 30 октября 2014 года N _ за подписью заместителя начальника Главного управления Министерства обороны Российской Федерации Чувакина С. войсковая часть - полевая почта В. включена в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации в период с 21 июля 1993 года по 01 марта 2012 года
Руководствуясь приведенными нормами права, оценив по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации доказательства в совокупности, в том числе показания свидетеля, исходя из того, что приказов о непосредственном участии истца в боевых действиях в Республике Таджикистан в указанное им время не имеется, представленные в отношении него документы не содержат сведений об участии в боевых действиях, а нахождение истца на территории, на которой проводились боевые действия, не свидетельствует об участии в боевых действиях, суд обоснованно не усмотрел оснований для при признания заключения Комиссии от 30 июня 2014 года незаконным.
При таком положении суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не опровергают выводов решения суда, в силу чего не могут служить основанием к отмене этого решения.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.а И.я В.а - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.