Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.
судей Михайловой Р.Б. и Моргасова М.М.
при секретаре Дежине В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. дело по апелляционной жалобе ОАО "РЖД" на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска и.о. Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" об обязании оборудовать пандусами пассажирскую платформу, ликвидировать дефекты пассажирской платформы -отказать.
установила:
И.о. Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" об обязании оборудовать пандусы к платформе ст. Захарово Горьковского направления Московской железной дороги, расположенной в г. Ногинск Московской области, в соответствии с требованиями "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 03 марта 2003 г., приложения Д к Своду правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012 (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) ; ликвидировать дефекты в виде трещин, выбоин, сквозных отверстий платформы на ст. Захарово Горьковского направления Московской железной дороги, расположенной в г. Ногинск Московской области.
Требования мотивированы тем, что *** г. проведен выезд на станцию Захарово Горьковского направления Московской железной дороги с целью проверки соответствия железнодорожной станции законодательству о социальной защите инвалидов.
В ходе вышеуказанной проверки выявлены нарушения требований ст. 15 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", и ст. ст. 3, 4 Закона Московской области от 22 октября 2009 г. N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области".
В нарушении п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" доступ инвалидов и других маломобильных групп населения на платформу невозможен в связи с отсутствием пандусов.
Также осмотром установлено, что на поверхностности платформы ст.Захарово имеются дефекты в виде трещин, выбоин, сквозных отверстий. *** г. между ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" заключен договор аренды недвижимого имущества, в соответствии с которым обязанности по санитарно-техническому содержанию объектов пассажирской инфраструктуры и ответственность за их санитарно-техническое состояние, в том числе по пассажирской платформе ст. Захарово Горьковского направления Московской железной дороги, приняло на себя ОАО "ЦППК".
В соответствии с п. 1.2 Договора, объекты передаются ОАО "ЦППК" (арендатору) во владение и пользование в целях обновления объектов, а также в целях улучшения условий и повышения качества оказываемых пассажирам услуг при перевозке пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте, в том числе в целях приведения объектов в соответствии с Типовыми требованиями к пассажирским обустройствам, утвержденным ОАО "РЖД" (приложение N 2 к настоящему договору).
Несоблюдение ОАО "ЦППК" требований законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности движения на железнодорожном транспорте и санитарных правил нарушает конституционный права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами, а также создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, возникновение транспортных происшествий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
По указанным основаниям прокурор просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, о безопасности движения на железнодорожном транспорте и санитарных правил.
Представитель и.о. Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Храмов А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным доводам.
Представители ОАО "ЦППК" Бураков А.А. и Михеев Д.В. в судебном заседании иск не признали, представили письменные возражения на иск.
Представитель ОАО "РЖД" Волкова И.В. в судебном заседании иск поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ОАО "РЖД", указывая на то, что судом не учтены обстоятельства дела и требования закона, пункты 5.3.4.1., 5.3.7., 5 3.9. Договора аренды недвижимого имущества от *** г., заключенного между ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" (с учетом дополнсогл.), пункты 5.3.23, 6.2.6., 7.1.3. Распоряжения ОАО "РЖД" от *** г. N *** "Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" (т.5, л.д. 219-249), ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Проверив материалы дела по правилам ст. 327.1. ГПК РФ, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, который о времени и месте разбирательства дела извещался надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не представил,выслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" - Волкову И.В., представителя ОАО "ЦППК" - Буракова А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит состоявшееся решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции надлежаще установлено и из материалов дела следует, что *** г. Восточной
транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной
прокуратуры проведен осмотр платформы ст. Захарово Горьковского направления Московской железной дороги с целью проверки соответствия железнодорожной станции законодательству о социальной защите инвалидов, а также безопасности движения на железнодорожном транспорте и санитарных правил.
В ходе вышеуказанной проверки выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте.
*** г. между ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" (с учетом дополнсогл.) заключен договор аренды недвижимого имущества, в соответствии с которым обязанности по санитарно-техническому содержанию объектов пассажирской инфраструктуры и ответственность за их санитарно-техническое состояние, в том числе по остановочному пункту Захарово Горьковского направления Московской железной дороги, приняло на себя ОАО "ЦППК".
В соответствии с п. 1.2 договора, объекты передаются ОАО "ЦППК" (арендатору) во владение и пользование в целях обновления объектов, а также в целях улучшения условий и повышения качества оказываемых пассажирам услуг при перевозке пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте, в том числе в целях приведения объектов в соответствии с Типовыми требованиями к пассажирским обустройствам, утвержденным ОАО "РЖД" (приложение N 2 к настоящему договору).
В соответствии с п. 5.3.4 договора, Арендатор обязуется обеспечить надлежащее содержание и эксплуатацию объектов, включая уборку объектов и вывоз твердых бытовых отходов, в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия по исполнению настоящего договора.
В соответствии с п. 5.3.4.1 договора Арендатор обязуется обеспечить содержание платформ, подплатформенного пространства, зданий, павильонов, сооружений, вокзалов, привокзальных и прилегающих территорий в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 04 июня 2013 г. N 1252р "Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях".
В соответствии с п. 5.3.12 договора Арендатор обязуется за свой счет производить текущий и капитальный ремонт объектов.
Согласно п. 5.3.9. договора предусматривает обязанность арендатора обеспечить выполнение строительства (реконструкцию) объектов в соответствии с инвестиционной программой и проектной документацией.
По материалам дела в соответствии с приложением N 3 к договору аренды, в аренду ОАО "ЦППК" переданы пассажирские платформы следующих остановочных пунктов: Захарово Горьковского направления Московской железной дороги.
Кроме того, между сторонами договора подписан Регламент о взаимодействии сторон по его исполнению. По условиям договора и регламента, эксплуатация и содержание объектов пассажирской инфраструктуры, их текущий и капитальный ремонт производится ОАО "ЦППК".
Согласно п. 2.1. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04 июня 2013 г. N 1252-р "Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях", указанный документ разработан с целью:
- стандартизации и унификации требований к объектам пассажирских обустройств на железнодорожных линиях в зависимости от величины обслуживаемого пригородного пассажиропотока, включая требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и проведению планово-предупредительных ремонтов;
- повышения качества обслуживания пассажиров на объектах пассажирской инфраструктуры.
Согласно п. 5.3.7 указанного распоряжения для сопряжения горизонтальных участков пешеходного перехода с перепадом высот следует устраивать:
- пандусы при перепаде высот от 40 до 350 мм,
- лестницы при перепаде высот более 560 мм, которые должны дублироваться пандусами для инвалидных колясок или колясок с детьми.
В силу п. 6.2.6. распоряжения при строительстве новых и реконструкции существующих пассажирских зданий и павильонов необходимо их оборудование устройствами для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями: СНиП 35-01-2001"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-101-2001"Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-103-2001"Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям".
На основании п. 7.1.3. распоряжения переходы, соединяющие привокзальную площадь, пассажирское здание и платформы, должны быть оборудованы устройствами для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения согласно требованиям: СНиП 35-01-2001"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-103-2001"Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" (т.5, л.д. 219-249).
Согласно п. 5.3.23 распоряжения при строительстве новых и реконструкции высоких платформ, при реконструкции и проектировании пешеходных переходов для обеспечения передвижения инвалидов и маломобильных групп населения следует руководствоваться требованиями: СНиП 35-01-2001"Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-101-2001"Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-103-2001"Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям".
В силу п. 2.1 Регламента взаимодействия Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" в рамках договора аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД" от 30 июня 2014 г. - "Планирование работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств" арендатор обязан своевременно и за свой счет производить работы по текущему ремонту и содержанию переданных объектов (т.4, л.д. 173-207).
Выбор объектов и объем капитального ремонта, межремонтные сроки проводятся в соответствии с Положением о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 11 ноября 2013 г. N 2446р и согласовывается с Арендодателем.
В соответствии с п. 5.3.5 Договора аренды, Арендатор обязуется в течение двух месяцев с даты заключения настоящего договора предоставить арендодателю на согласованию Инвестиционную программу по осуществлению строительства (реконструкции) Объектов с указанием работ, сроков и порядка осуществления работ в разбивке по остановочном пунктам и Объектам.
В соответствии с п. 5.3.6 Договора аренды, Арендатор обязуется в сроки, указанные в Инвестиционной программе, разработать и представить на согласование Арендодателю Проектную документацию по реконструируемым и вновь создаваемым объектам. Выполнение Арендатором работ по реконструкции (строительству) Объектов осуществляется на основании согласованных с Арендодателем Инвестиционной программе и Проектной документации.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта остановочных пунктов и железнодорожных станций должна быть возложена на ОАО "РЖД" как на собственника объектов транспортной инфраструктуры.
Кроме того, ст. Захарово Горьковского направления Московской железной дороги является объектом социальной инфраструктуры, в связи с чем, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также ст. 3 Закона Московской области от 22 октября 2009 г. N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области"", обязанность по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием помещения для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан лежит на собственнике объектов, т.е. на ОАО "РЖД".
Таким образом, не имеется оснований для обязания арендатора ОАО "ЦППК" оборудовать станцию Захарово Горьковского направления Московской железной дороги пандусами в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, поскольку переоборудование объектов для нужд маломобильных граждан законом возложено на собственника.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что текущий ремонт платформ на вышеуказанной станции в настоящее время ответчиком произведен, что не оспаривалось сторонами, обязанность по проведению капитального ремонта остановочных пунктов законом возложена на ОАО "РЖД", ответчик производит ремонт и модернизацию переданных в аренду объектов, исходя из имеющихся объемов финансирования и с учетом запланированных с арендодателем графиков капитального и текущего ремонтов, оснований для удовлетворения иска прокурора, суд не усмотрел.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения. Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат установленных законом оснований для отмены решения суда.
Решение суда положениям ст. 210 ГК РФ (бремя содержания имущества) и 616 ГК РФ (обязанности сторон по содержанию арендованного имущества) не противоречит.
Приведенные выше пункты 1.2, 5.3.4, 5.3.4.1, 5.3.12, 5.3.9. договора аренды недвижимого имущества от *** г., заключенного между ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" (с учетом дополнсогл.), пункты п. 5.3.7 и 6.2.6., 7.1.3. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04 июня 2013 г. N 1252-р "Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях", п. 2.1 Регламента взаимодействия Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" в рамках договора аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД" "Планирование работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств"не содержит норм об обязанности арендатора установить и обустроить на указанных объектах железнодорожной инфраструктуры соответствующие объекты для маломобильных групп пассажиров, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что условиями договора аренды предусмотрена обязанность арендатора ОАО "ЦППК" производить капитальный ремонт объектов транспортной инфраструктуры, с учетом норм федерального законодательства, не являются основанием для иного вывода по делу.
Судом первой инстанции в полной мере учтены требования ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Другие доводы апелляционной жалобы, сами по себе, выводы суда первой инстанции объективно не опровергают, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, без учета требований закона и обстоятельств дела, мнению заявителя жалобы об ином приемлемом решении суда по данному делу, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела судом правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного прокурором способа защиты неограниченного круга лиц, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, сама по себе, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должным образом указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, послужившие основанием для выводов суда; законы, которыми руководствовался суд.
Право оценки собранных по делу доказательств принадлежит исключительно суду.
Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.
Приобщенное в заседании суда апелляционной инстанции приложение к договору аренды недвижимого имущества от *** г., заключенного между ОАО "РЖД" и ОАО "ЦППК" (с учетом дополнсогл.), "Объекты инвестиций в рамках проекта(ов) "Реконструкция пассажирских обустройств" в период с *** г.г." выводы суда первой инстанции не опровергает.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.