04 мая 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Рачиной К.А., Федина В.В.,
при секретаре Прутян О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Казакова А.А.
на решение Преображенского районного суда города Москвы от 01 декабря 2015 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска Казакова А.А. к УСЗН ВАО г. Москвы о признании незаконным решений об отказе в предоставлении единовременных выплат, обязании произвести единовременные выплаты,
установила:
Казаков А.А. обратился в суд с иском к УСЗН района Преображенское г. Москвы, в котором просил признать незаконными решения Управления социальной защиты населения района Богородское города Москвы Восточного административного округа об отказе в предоставлении доплаты к социальному пособию на погребение двоих детей, об отказе в назначении и предоставлении единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, мотивируя требования тем, что обратился в УСЗН района Богородское г. Москвы с заявлением о выплате единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением дочерей Казаковой А.А., Казаковой А.А. и их смертью, а также доплаты к социальному пособию на погребение. Решением об отказе в предоставлении единовременных компенсационных выплат N*** от 26.11.2014 г., Решением об отказе в предоставлении доплаты к социальному пособию на погребение N*** от 05.12.2014 г., Решением N*** от 05.12.2014 г. получил отказ в предоставлении единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка, а также отказ в предоставлении доплаты к социальному пособию на погребение двоих детей в связи с отсутствием регистрации детей с родителем, на которого назначается пособие со ссылкой на п. 14 Постановления Правительства Москвы от 24.01.2006 г. N37-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в г. Москве", п. 2 ст. 10 ФЗ "О погребении и похоронном деле". Полагая, что решение в отказе выплат принято незаконно, истец обратился в суд.
В связи с реорганизацией юридического лица по делу произведена процессуальная замена ответчика УСЗН района Преображенское г. Москвы его правопреемником УСЗН ВАО г. Москвы.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит в апелляционной жалобе истец Казаков А.А.
Проверив материалы дела, выслушав истца Казакова А.А., представителя ответчика Володину Е.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Казаков А.А. состоит в браке с К.А.В. с 25.01.2014 г. 01.07.2014 г. у Казакова А.А. и К.А.В. родились две дочери - *1* и *2*. **2014 г. и **2014 года дети умерли.
25.11.2014 г. Казаков А.А. обратился с заявлением о назначении и предоставлении единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением детей.
Решением об отказе в предоставлении единовременных компенсационных выплат N*** от 26.11.2014 г. Казакову А.А. отказано в предоставлении выплат в связи с отсутствием у заявителя права на получение выплат.
05.12.2014 г. Казаков А.А. обратился с заявлением о предоставлении доплаты к социальному пособию на погребение, предусмотренной законодательством г. Москвы.
Решением N*** от 05.12.2014 г., решением N***
от 05.12.2014 г. Казакову А.А. отказано в приеме документов для
предоставления государственной услуги в связи с тем, что данная услуга
уже предоставляется заявителю по месту работы.
Из материалов дела также следует, что К.А.В. - мать детей *1* и *2* не имеет регистрации по месту жительства в городе Москве.
Согласно справке N *** от 01.12.2014 г. социальное пособие на погребение детей выплачено истцу Казакову А.А. из средств Фонда социального страхования по месту работы истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение об отказе в назначении доплаты к социальному пособию на погребение принято с учетом действующего законодательства и оснований для его отмены не имеется, как нет оснований и для предоставления истцу единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с рождением детей.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении").
Названным требованиям решения суда первой инстанции не соответствует.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона г. Москвы от 23.11.2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" предусмотрена единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка как мера социальной поддержки семей с детьми, имеющих место жительства в городе Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 года N 37-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве.
В соответствии с п. 12 Положения предусмотренное Законом право на единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка имеет один из родителей, усыновитель, опекун ребенка.
Пункт 14 Положения определяет, что если один из родителей не имеет места жительства в городе Москве, единовременные компенсационные выплаты на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка назначаются и выплачиваются другому родителю, имеющему место жительства в городе Москве, при условии, что совместно с ним проживает ребенок (дети), на которого они назначаются.
В связи с тем, что Казаков А.А. не представил в УСЗН района Богородское г. Москвы документ о регистрации детей по месту жительства в г. Москве, ему было отказано в назначении данной выплаты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что предоставление мер социальной поддержки не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства в городе Москве. Регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен непосредственно судом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно ч. 1 ст. 6 указанного Закона производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии с целью обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод и исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством.
Пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, предусмотрено, что гражданин для регистрации по месту жительства обязан представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. 5 Правил документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации не достигших 14-летнего возраста является свидетельство о рождении.
Принимая во внимание, что один ребенок скончался в тот же день, а второй ребенок через 5 дней после рождения, судебная коллегия приходит к выводу, что Казаков А.А. по объективным причинам был лишен возможности зарегистрировать дочерей по своему месту жительства в г. Москве.
При этом отсутствие в данном случае регистрации по месту жительства *1* и *2* не может ограничивать право истца на получение данной меры социальной поддержки, которое обусловлено фактом рождения детей, а не действиями компетентных органов по постановке детей на регистрационный учет по месту жительства.
В соответствии с п.2 ст. 10 Федерального Закона N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выплата социального пособия на погребение производится организацией (иным работодателем), которая является страхователем по обязательному социальному страхованию в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
Руководствуясь п.1, п.3 ст. 11 Закона города Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" в случае, если погребение осуществлялось на возмездной основе для лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение, ему выплачивается социальное пособие на погребение в соответствии с федеральным законодательством.
Выплата производится в день обращения на основании справки о смерти либо органом социальной защиты населения по месту жительства умершего в случае, если он не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не являлся пенсионером, либо организацией, в которой работав умерший, либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего.
Постановления Правительства Москвы от 17.12.2013 N 851-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2014 год" установлен размер дополнительной выплаты к социальному пособию на погребение лицам, производившим погребение умерших лиц, не подлежавших социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не являвшихся пенсионерами.
Учитывая, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2912.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" дети не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и не являются пенсионерами, истец имеет право на получение дополнительной выплаты к социальному пособию на погребение, при этом нельзя признать законным отказ в дополнительной выплате к социальному пособию на погребение со ссылкой на выплату и получение истцом самого пособия на погребение, не включающего в себя сумму указанной доплаты.
При таких данных, решение N *** от 26.11.2014 года УСЗН района Богородское г. Москвы об отказе в предоставлении единовременных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с рождением детей, а также решения N *** от 05.12.2014 года и N *** от 05.12.2014 года об отказе в предоставлении доплаты к социальному пособию на погребение не могут быть признаны законными.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Казакова А.А. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 01 декабря 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения УСЗН района Богородское г. Москвы N *** от 26.11.2014 года об отказе Казакову А.А. в предоставлении единовременных компенсационных выплат на возмещение расходов в связи с рождением детей, N *** от 05.12.2014 года и N *** от 05.12.2014 года об отказе Казакову А.А. в предоставлении доплаты к социальному пособию на погребение детей.
Обязать Управление социальной защиты населения ВАО г. Москвы назначить и произвести Казакову А.А. единовременные компенсационные выплаты на возмещение расходов в связи с рождением детей - *1* и *2*, 01.07.2014 года рождения, произвести выплату доплат к социальному пособию на погребение детей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.