Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Бабенко О.И., Муравецкой Л.В.,
при секретаре Курбановой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бабенко О.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по г.Москве по доверенности Куц А.С. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16.06.2015 года в постановке Черномордова С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать УФСИН России по г. Москве рассмотреть заявление Черномордова С. В. от 12.03.2015 года о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
установила:
Черномордов С.В. обратился в суд с иском к ответчику УФСИН России по г.Москве и просил обязать членов комиссии УФСИН России по г.Москве по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты и поставить его на учет в качестве нуждающегося в получении ЕСВ, мотивируя требования тем, что он являлся сотрудником УФСИН, выслуга составляет 27 лет 03 месяца 17 дней, 12.03.2015 года он обратился в комиссию УФСИН России по Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии от 16.06.2015 года ему было отказано, поскольку с 28.03.2015 года он уволен из уголовно-исполнительной системы. Данный отказ истец считает незаконным, нарушающим его права.
В судебном заседании истец Черномордов С.В. исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель УФСИН России по г.Москве, действующий на основании доверенности Сабельников А.Н., возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что Черномордов С.В. на момент заседания комиссии, на которой рассматривался вопрос истца, был уволен из уголовно-исполнительной системы.
Судом постановлено решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель УФСИН России по г.Москве по доверенности Куц А.С.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика по доверенности Куц А.С. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Черномордов С.В. в заседание судебной коллегии явился, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Постановлением Правительства РФ N369 от 24.04.2013 года утверждены Правила предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ.
В соответствии с п. 1 указанных правил, Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
В соответствии с ч. 3 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N283- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что 12.03.2015 года Черномордов С.В., являвшийся сотрудником УИС, имеющий общую продолжительность стажа службы в органах внутренних дел более 10 лет, обратился в комиссию УФСИН России по г. Москве с рапортом о принятии его и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
28.03.2015 года Черномордов С.В. уволен со службы по п. "В" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Решением комиссии УФСИН России по г. Москве от 16.06.2015 года Черномордову С.В. отказано в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ.
При отказе в постановке на учет комиссия исходила из того, что на момент рассмотрения рапорта истец был уволен.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п.7 ФЗ от 30.12.2012 года N 283-ФЗ и ст.14 Постановления Правительства РФ N 369 право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенных со службы с правом на пенсию, в связи с чем посчитал, что в случае постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на дату его первоначального обращения, даже в случае его дальнейшего увольнения со службы с правом на пенсию, он имел право на получение данной выплаты и пришел к выводу, что отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать законным.
С данными выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия в связи со следующим.
Как усматривается из резолютивной части решения суда первой инстанции, суд первой инстанции обязал УФСИН России по г. Москве рассмотреть заявление Черномордова Сергея Владимировича от 12.03.2015 года о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как усматривается из искового заявления, Черномордов С.В. просил суд обязать членов комиссии УФСИН России по г. Москве признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты и поставить на учет в качестве нуждающегося для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, суд первой инстанции постановил решение, не отвечающее заявленным требованиям истца в исковом заявлении.
Кроме того, как следует из материалов дела, заявление истца от 12 марта 2015 года комиссией УФСИН России по г.Москве рассмотрено в установленные сроки 16 июня 2015 года и на момент рассмотрения документов Черномордов С.В. уже не являлся действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы. Повторное рассмотрение документов территориальными комиссиями ФСИН России не предусмотрено действующим законодательством.
Также судебная коллегия отмечает, что документы в комиссию заявителем были поданы уже после имеющегося приказа об увольнении ФСИН России от 04.02.2015 N0018-лс.
В соответствии с п. 17.16 приказа Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" приказ об увольнении сотрудника уголовно-исполнительной системы объявляется ему под роспись. Копия приказа об увольнении сотрудника вручается вместе с предписанием о постановке на воинский учет в двухнедельный срок. Трудовые книжки уволенным сотрудникам выдаются кадровым подразделением в день увольнения.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Данное обстоятельство подтверждается собственноручной подписью истца в послужном списке, датированной 05 февраля 2015 года, указывающей на ознакомление с приказом ФСИН России от 04 февраля 2015 года об увольнении с 28 марта 2015 года и получение выписки из приказа и трудовой книжки на руки.
В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как следует из предоставленных для рассмотрения в комиссию УФСИН России по г. Москве документов, Чердномордов С.В. в период прохождения службы не был принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
Из принятого судом первой инстанции решения следует, что отказ комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 16 июня 2015 года Черномордову С.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты нельзя считать законным, поскольку в случае постановки заявителя на учет на дату его первоначального обращения, даже в случае дальнейшего увольнения, учитывая что он был уволен со службы с правом на пенсию, за ним сохраняется право на получение данной выплаты.
Однако с данными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
Приказ Минюста РФ от Федерации от 14.10.2014 N 550 определяет полномочия и функции комиссий по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К ним относятся: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
В случае отказа комиссией УФСИН России по г. Москве в постановке на учет у граждан Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, автоматически утрачивается право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Возвращение поданных документов заявителю в случае несоответствия перечню, или отказ в постановке на учет комиссией по иным основаниям, предусмотренным ФЗ N 283-ФЗ, порождает последствия, обязывающие повторную подачу документов для рассмотрения.
Таким образом, судебная коллегия отмечает, что дата первоначальной подачи документов в данном случае не может служить основанием, дающим право на получение единовременной социальной выплаты и постановки на учет, поскольку на момент увольнения Черномордов С.В. не встал на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, и право на повторное обращение в комиссию УФСИН России по г. Москве заявитель автоматически утратил.
В связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска Черномордова С.В. к
к УФСИН России по г.Москве о признании права на получение единовременной социальной выплаты и постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единой социальной выплаты не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2015 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Черномордова С. В. к УФСИН России по г.Москве о признании права на получение единовременной социальной выплаты и постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единой социальной выплаты - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.