Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Е.А. Кулик, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу О.Р. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 2 ноября 2015 года, по делу по административному исковому заявлению О. ***а об оспаривании решения ФМС России от 29 мая 2015 года N 1730, которым решение УФМС России по городу Москве от 12 марта 2015 года об отказе в предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации было признано правомерным, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
О. *** обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указал на неправомерный отказ в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку при принятии указанных решений органами миграционного контроля доводы заявителя были оценены формально и не по существу, между тем в стране исхода заявитель является обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 97 (п.п. 1, 5, 6, 9, 15, 16), части 2 статьи 241, части 2 статьи 174 (п.п. 1, 2, 3), части 2 статьи 168 (п.п. 1, 2) Уголовного кодекса Республики Кыргызстан в связи с преследованиями по национальному признаку.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 2 ноября 2015 года постановлено: в удовлетворении требований О. ***а о признании незаконным решения ФМС России N 1730 от 29 мая 2015 года, которым решение УФМС России по городу Москве от 12 марта 2015 года об отказе в предоставлении статуса беженца на территории РФ признано правомерным - отказать.
В апелляционной жалобе О. ***а ставится вопрос об отмене решения.
Представитель О. ***а по доверенности и ордеру адвокат Н.Ю. Голованчук в судебное заседание явилась, просила решение суда отменить по доводам жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Киргизии, *** Оятилло, *** г.р., уроженец с. *** республика). По национальности - узбек, вероисповедание - ислам. Образование - среднее. Холост, детей не имеет
Родной язык - узбекский. Русским языком владеет на бытовом уровне.
Прежнее постоянное место жительства ходатайствующего в стране своей гражданской принадлежности - с. *** Республика).
Родственники ходатайствующего, граждане Кыргызской Республики, ***.
По данным ЦБДУИГ ФМС России 13.09.2010 г. въехал на территорию Российской Федерации, автотранспортом через КПП Бугристое (АВТО).
В настоящее время *** Оятилло находится в "Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по г. Москве". Был задержан 27.01.2015 при проверке документов на стройке на Ленинском проспекте, в связи с нахождением в межгосударственном розыске, объявленном правоохранительными органами Кыргызской Республики за совершение на территории данного государства преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 97 (п.п. 1, 5, 6, 9, 15, 16), части 2 статьи 241, части 2 статьи 174 (п.п. 1, 2, 3), части 2 статьи 168 (п.п. 1, 2) Уголовного кодекса Республики Кыргызстан.
4.02.2015 О. *** обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
О. *** свое ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации обосновала, согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "О Беженцах" преследованием по национальному признаку.
Миграционным органом при вынесении решения учтено, что с 2010 года О. *** постоянно проживает на территории Российской Федерации. В УФМС России по г. Москве, с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации не обращался. Подал ходатайство только после того как был задержан сотрудниками полиции и направлен в СУВСИГ УФМС России по г. Москве, в феврале 2015 года.
Решением УФМС России по г. Москве от 16.06.2014 ему было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации
По результатам рассмотрения ходатайства по существу заявителю решением от 12.03.2015 года УФМС России по г. Москве отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах".
Решением ФМС России от 29 мая 2015 года N 1730 решение УФМС России по городу Москве от 12.03.2015 было признано правомерным.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что решение УФМС России по г. Москве и решение ФМС России являются законными и обоснованными, ввиду того, что приняты с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19.02.1993.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно положениям ч. 9 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", поскольку статус беженца имеет ограниченный срок действия, устанавливается на срок до трех лет, и может быть продлен на каждый последующий год только при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона, чего в данном случае органами федеральной миграционной службы установлено не было.
Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г., в статье 1 дала определение понятия "беженец". В указанной Конвенции под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия "беженец". Исходя из смысла указанного Протокола под термином "беженец" имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 "А" (2) этой Конвенции слов "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года..." и слов "...в результате подобных событий". Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3876 - 1).
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
В деле имеются данные, что такую проверку (оценку) сведений, сообщенных О. ***а органы территориальной миграционной службы провели. При этом не установлено доказательств преследования О. ***а по религиозным, политическим или национальным мотивам.
Так, из материалов дела усматривается, что О. *** свое ходатайство обосновал тем, что он может подвергнуться на родине преследованиям. Суд первой инстанции обоснованно отметил тот факт, что миграционным органом при принятии решения учтено, что Кыргызстан является участником Конвенции ООН против пыток 1984 года, которая обязывает власти проводить оперативное и беспристрастное расследование при наличии разумных оснований предполагать факт пыток (статья 12) и признавать недопустимыми любые заявления, сделанные под пытками, если только они не используются в качестве доказательства против лица, обвиняемого в пытках (статья 15); статья 326 Уголовного кодекса Республики Кыргызстан предусматривает уголовную ответственность за принуждение к даче показаний со стороны лица, производящего предварительное расследование или дознание, "путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий".
14 апреля 2008 года Кыргызстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток, предусматривающий регулярные посещения пенитенциарных учреждений международными экспертами и создание национального механизма по борьбе с пытками и жестоким обращением.
В июне 2007 года в Кыргызстане была официально отменена смертная казнь.
При этом О. *** не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения за свою безопасность в Киргизии являются более существенными, чем у других жителей страны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что миграционные органы, проведя анализ материалов личного дела заявителя, сведений сообщенных самим ходатайствующим и информации представленной в ФМС России пришли к обоснованному выводу о том, заявленные опасения ходатайствующего о том, что он может подвергнуться преследованиям по политическим мотивам и своей религиозной принадлежности, обоснованными не являются (отсутствуют свидетельства вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по политическим мотивам и религиозной принадлежности) и единственными мотивами, побудившими О. ***а обратиться в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, являются попытка избежать предусмотренной уголовной ответственности в стране исхода и желание продолжить осуществлять трудовую деятельность с целью заработка на территории Российской Федерации.
По смыслу названных положений Федерального закона "О беженцах", иностранные граждане и лица без гражданства, которые обращаются с соответствующими заявлениями и ходатайствами, рассматриваются как лица, находящиеся на территории чужого им государства в сложной жизненной ситуации, вызванной особыми, в том числе политическими, причинами. Этим продиктована необходимость оперативного устранения неопределенности в их правовом статусе, с тем чтобы, с одной стороны, были эффективно защищены права данных лиц, а с другой - соблюдались интересы Российской Федерации в надлежащем миграционном контроле.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у О. ***а нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.