23 марта 2016 года Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Грицких Е.А.
при секретаре Мещеряковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Грицких Е.А. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *******а Н.В. на решение Московского городского суда от 18 декабря 2015 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.01.2014 г. кадастровую стоимость:
нежилого здания с кадастровым номером *******общей площадью 8 237,9 кв.м, расположенного по адресу: *******равной его рыночной стоимости в размере 655 050 000 (шестьсот пятьдесят пять миллионов пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек;
нежилого здания с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******равной его рыночной стоимости в размере 520 266 000 (пятьсот двадцать миллионов двести шестьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек;
нежилого здания с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******равной его рыночной стоимости в размере 380 066 000 рублей (триста восемьдесят миллионов шестьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве считать 10 апреля 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилых зданий с кадастровым номером *******общей площадью 8 237,9 кв.м, расположенного по адресу: *******, с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******, с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" (далее - ООО "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******", административный истец, Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилых зданий), а именно с кадастровым номером *******общей площадью 8 237,9 кв.м, расположенного по адресу: *******, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 г. в размере 391 102 000 руб., с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 г. в размере 322 104 000 руб., с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 г. в размере 282 000 000 руб. Указанные объекты недвижимости принадлежат Обществу на праве собственности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Объекты недвижимости (нежилые здания), собственником которых является Общество, включены в данный перечень. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером *******в размере 891 304 286,10 руб., с кадастровым номером *******в размере 803 197 883,01 рублей, с кадастровым номером *******в размере 510 407 196,93 руб. Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку на него возлагаются обязанности по уплате завышенного и экономически необоснованного налога.
В ходе рассмотрения дела административным истцом заявленные требования в суде первой инстанции были уточнены, истец просил установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером с кадастровым номером *******общей площадью 8 237,9 кв.м, расположенного по адресу: *******, равной его рыночной стоимости в размере 655 050 000 руб. на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******, равной его рыночной стоимости в размере 520 266 000 руб. на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы по состоянию на 1 января 2014 г., с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******, равной его рыночной стоимости в размере 380 066 000 руб. на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы по состоянию на 1 января 2014 г.
Представители административного истца по доверенности *******. в судебное заседание суда первой инстанции явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям *******просил в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, отказать, поддержал письменные пояснения и дополнения к ним, указав, что представленный отчет не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, включая федеральные стандарты оценки, не согласился с выводами судебной экспертизы, представив письменные возражения.
Представители административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ООО "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" по доверенностям *******. и *******., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" является собственником следующих нежилых зданий:
- с кадастровым номером *******общей площадью 8 237,9 кв.м, расположенного по адресу: *******, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии *******от 19.02.2010 (т.1 л.д.45);
- с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии *******от 19.02.2010 (т.1 л.д.44);
- с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии *******от 02.12.2014 (т.1 л.д.46).
Кадастровая стоимость указанных зданий на 01 января 2014 г. определена на основании постановления Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве". Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *******составила 891 304 286,10 руб., с кадастровым номером *******- 803 197 883,01 руб., с кадастровым номером *******- 510 407 196,93 руб. (т.1 л.д.32-34).
С заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Общество обратилось в Комиссию 10 апреля 2015 года. Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N *******, N *******, N *******от 23 апреля 2015 года Обществу было отказано в удовлетворении данных заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости зданий (т.1 л.д.35-43).
Оспаривая кадастровую стоимость объектов оценки, ООО "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" представило в суд отчеты об оценке от 13 марта 2015 года N *******, N *******, N *******, составленные по заказу административного истца ООО "*******" (оценщик *******а И.Л., член Некоммерческое партнерство "*******"), в которых по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость объекта оценки - здания с кадастровым номером ******* определена в размере 391 102 000 руб. (т. 1 л.д. 74-310), здания с кадастровым номером ******* - в размере 322 104 000 руб. (т. 2 л.д. 1-243), здания с кадастровым номером *******- в размере 282 000 000 руб. (т. 3 л.д. 1-146).
Согласно положительным экспертным заключениям от 27 марта 2015 года N *******, N *******, N *******Некоммерческого партнерства "*******" названные отчеты соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания договора на оценку, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными (т.3 л.д.147-167, 168-188, 189-209).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные замечания на указанные отчеты об оценке, в которых выразили сомнения в обоснованности и достоверности определенной величины рыночной стоимости принадлежащих административному истцу нежилых зданий ввиду несоответствия указанных выше отчетов требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года и Федеральным стандартам оценки (т.4 л.д.15-27, 28-40, 41-53, 87-96).
В целях проверки подготовленных оценщиком *******ой И.Л. отчетов на их соответствие законодательству об оценочной деятельности, по ходатайству ООО "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******" определением суда от 29 октября 2015 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости вышеуказанных нежилых зданий по состоянию на 01 января 2014 года, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "*******" (т.2 л.д.112-116, 172-175).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N *******от 09 декабря 2015 года, подготовленному экспертом ООО "*******" *******., рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 01 января 2014 года с кадастровым номером *******общей площадью 8 237,9 кв.м, расположенного по адресу: *******, составляет 655 050 000 руб., здания с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******, - 520 266 000 руб., здания с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******, - 380 066 000 руб. (т.4 л.д.106-158).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных объектов оценки должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизыN *******от 09 декабря 2015 года.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости спорных объектов оценки, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу. В этой связи доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда основания для назначения судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного здания и об освобождении административного истца от бремени доказывания являются несостоятельными. Обществом во исполнение своей обязанности по доказыванию рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, были представлены отчеты об оценке от 13 марта 2015 года N *******, N *******, N *******, подготовленные по заказу административного истца ООО "*******", в которых по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость объекта оценки - здания с кадастровым номером ******* определена в размере 391 102 000 руб., здания с кадастровым номером ******* в размере 322 104 000 руб., здания с кадастровым номером *******в размере 282 000 000 руб. и положительные экспертные заключения от 27 марта 2015 года N *******, N *******, N 220/01-15, подготовленные Некоммерческим партнерством "*******" (т.3 л.д.147-167, 168-188, 189-209). Учитывая, что Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы выразили сомнения в обоснованности и достоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, принадлежащих Обществу, возражали против удовлетворения требований ООО "Управляющая компания "*******" "Д.У." Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "*******", представили письменные возражения, суд, в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний по ходатайству Общества в соответствии с положениями ст.77 КАС Российской Федерации назначил судебную оценочную экспертизу спорных объектов оценки.
По состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость нежилых зданий была определена заключением судебной оценочной экспертизы N *******от 09 декабря 2015 года экспертом ООО "*******" *******.:
- с кадастровым номером *******, общей площадью 8 237,9 кв.м, по адресу: *******составляет 655 050 000 руб.;
- с кадастровым номером *******общей площадью 6 815,5 кв.м, расположенного по адресу: *******составляет 520 266 000 руб.;
- с кадастровым номером *******общей площадью 3 197,4 кв.м, расположенного по адресу: *******составляет 380 066 000 руб.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы вопреки доводам апелляционной жалобы административных ответчиков у судебной коллегии не имеется. Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом ООО "*******" *******. в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости. Эксперт Федорова Ю.М. предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, стаж работы в области оценочной деятельности 12 лет.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Выражая несогласие с решением суда, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы также в апелляционной жалобе указывает, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, административный истец имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, его установившими.
Судебная коллегия не согласна с указанными доводами, исходя из следующего.
В силу пункта 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости (нежилых зданий) их рыночной стоимости нарушает права заявителя, являющегося собственником и плательщиком налога на имущество, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Выбранный заявителем способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Московского городского суда от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *******а Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.