Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Неретиной Е.Н., Пономарева А.Н.,
при секретаре М.Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Неретиной Е.Н. дело по апелляционной жалобе административного истца Роева Данилы Викторовича на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года по делу по административному иску Роева Данилы Викторовича о признании отказа начальника отдела ОВК г. Москвы по Кузьминскому району ЮВАО г. Москвы в выдаче военного билета неправомерным и обязании ОВК г. Москвы по Кузьминскому району ЮВАО г. Москвы выдать военный билет,
установила:
Роев Д.В. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, считая неправомерным отказ начальника ОВК района Кузьминки г. Москвы в выдаче ему военного билета по достижении возраста 27 лет.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец Роев Д.В. по доводам апелляционной жалобы.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика ** Т.Г. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинский обязанности военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с п.1 приложения к форме N 1/У Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности. Бланк справки, взамен военного билета, является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Как следует из материалов дела, Роев Данила Викторович, 06 ноября 1987 года рождения, зарегистрирован по адресу: г. **.
06 ноября 2014 г. Роеву Д.В. исполнилось 27 лет, он не проходил военную службу по призыву.
20 мая 2015 г. Роев Д.В. обратился в отдел Военного комиссариата по Кузьминскому району ЮВАО г. Москвы о выдаче военного билета.
При этом прошел медицинское освидетельствование (л.д. 31) и 13 мая 2015 г. призывной комиссией района Кузьминки города Москвы (протокол N 51/17) было вынесено решение о зачислении Роева Д.В. в запас, как не прошедшего военную службу по призыву не имея на то законных оснований (л.д.35).
Приказом начальника отдела ОВК г. Москвы по Кузьминскому району ЮВАО г. Москвы N46 от 19 мая 2015 г. Роев Д.В. зачислен в запас.
Разрешая требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с решением призывной комиссии района Кузьминки от 13 мая 2015 года о признании Роева Д.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, он правомерно зачислен в запас без выдачи ему военного билета, т.к. Роев Д.В. является лицом не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва либо отсрочки. Суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что он не уклонялся от прохождения военной службы, ОВК не направил ему повестку не могут быть признаны состоятельными и являться основанием к отмене решения суда.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 Приложения N 31 Приказа Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663" граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста - 18 лет.
В соответствии с абз.1 п. 1 ст. 10 Ф3-N 53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службы" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 10 Ф3-N 53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службы", п.п. "г" п. 50 раздела IX Постановления Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 "Об утверждении положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Роев Д.В. на учете в отделе Военного комиссариата по Кузьминскому району ЮВАО г. Москвы с 17 до 27 лет не состоял, о постановке его на воинский учет не обращался, в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", хотя обязан был состоять на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Последующее обращение Роева Д.В. и его явка в органы воинского учета, после достижения 27 лет, не свидетельствуют об исполнении им указанных обязанностей.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание и то, что изменения в статью 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" вступили в силу с 1 января 2014 года, на тот момент Роев Д.В. еще не достиг возраста 27 лет, не был зачислен в запас и в отношении него призывная комиссия вынесла решение о том, что он является лицом не проходившим службу, не имея на то законных оснований. Зачисление Роева Д.В. в запас Вооруженных Сил РФ с присвоением воинского звания "рядовой" не свидетельствует о том, что ему должен быть выдан военный билет, поскольку в данном случае ему выдается справка взамен военного билета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для выдачи истцу военного билета, в связи с достижением 27-летнего возраста, обоснованными.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.