Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, А.Н. Пономарева,
при секретаре З.С. Суншевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко административное дело по апелляционной жалобе А.С. ***ой на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2015 года по делу по административному исковому заявлению А.С. ***ой о признании незаконными действий Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г. Москвы, выразившихся в проведении публичных слушаний по проекту планировки территории, расположенной в районе Лефортово и ограниченной ул. Золоторожский вал, проездом Завода Серп и Молот, шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626 с нарушением действующего законодательства, которым отказано в удовлетворении заявленных требований,
установила:
А.С. ***а обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. Свои требования мотивировала имеющими место, по ее мнению, нарушениями при проведении публичных слушаний, а именно - проект планировки, рассматривавшийся на публичных слушаниях, не был представлен на публичные слушания в полном объеме (из одиннадцати томов для ознакомления участникам публичных слушаний был представлен только один том); представленный проект нарушает действующее градостроительное законодательство (высотность и плотность запланированной застройки превышают максимально допустимые показатели; площади запланированных земельных участков жилых домов и количество парковочных мест меньше минимально допустимых показателей; количество жителей проектируемых жилых домов занижено по сравнению с действительной оценкой ситуации; количество запланированных образовательных, лечебных и иных социальных учреждений недостаточно для удовлетворения потребности населения планируемого к строительству жилья); во время проведения собрания от 13 апреля 2015 года было неправомерно ограничено временными рамками право участников слушаний на выступление, в связи с чем административный истец не успел закончить свое выступление; содержание выступления административного истца на собрании участников публичных слушаний не было внесено в протокол публичных слушаний; в протокол публичных слушаний не были внесены направленные в окружную комиссию 20 апреля 2015 года коллективные предложения и замечания административного истца и других участников публичных слушаний; в протоколе публичных слушаний искажено мнение жителей района, внесены недостоверные сведения о мнениях отдельных граждан, а также не внесены замечания и предложения граждан, не поддержавших обсуждаемый проект застройки; содержание заключения о результатах публичных слушаний не соответствует содержанию протокола публичных слушаний.
В связи с изложенным просит суд признать результаты указанных публичных слушаний недействительными.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2015 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления ***ой А.С. об оспаривании действий Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г. Москвы - отказать.
В апелляционной жалобе А.С. ***ой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.С. ***а просила решение суда оставить без изменения.
Представители Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г. Москвы М.Ю. Великоклад, Е.С. Сырбуль возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке в части выводов, изложенных в резолютивной части решения суда, по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что в марте - апреле 2015 года Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г. Москвы проводились публичные слушания по проекту планировки территории, расположенной в районе Лефортово города Москвы и ограниченной ул. Золоторожский вал, проездом Завода Серп и Молот, шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626.
Ход и порядок проведения публичных слушаний отражены в протоколе публичных слушаний от 20 апреля 2015 года N 73/2015.
По результатам публичных слушаний составлено заключение от 27 апреля 2015 года.
Проект планировки территории, расположенной в районе Лефортово города Москвы и ограниченной ул. Золоторожский вал, проездом Завода Серп и Молот, шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626 и материалы по его обоснованию размещены в свободном доступе на официальных Интернет - сайтах Префектуры ЮВАО г. Москвы и Управы района Лефортово. Оповещение на официальном Интернет-сайте Префектуры (http://uvao.mos.ru) и на официальном Интернет - сайте районной Интернет - газеты Лефортово (http://газета-лефортово.рф).
Оповещение о проведении публичных слушаний размещено в газете "Юго-Восточный курьер" N 8 (631) за март 2015 года (л.д. 196 - 200); на официальных Интернет - сайтах префектуры ЮВАО города Москвы и управы района Лефортово города Москвы; размещены объявления на информационных стендах и подъездах, в том числе на подъезде административного истца.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из полноты процедуры проведения публичных слушаний и соблюдении требований положений Градостроительного кодекса г. Москвы в полном объеме. Суд указал, что протокол и заключение содержат все необходимые сведения и реквизиты, соответствуют фактическим обстоятельствам и результатам проведенных публичных слушаний. Предложения и замечания участников публичных слушаний, предоставленные в соответствии с п. 17 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы, были внесены в протокол публичных слушаний. Судом отмечено, что факт проведения указанных публичных слушаний, оформления и опубликования их результатов с существенными нарушениями, повлиявшими на отражение действительного мнения большинства жителей территории, вошедшей в проект застройки, не подтвержден.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).
Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).
К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Эти вопросы регулируются, в частности, законодательством о градостроительной деятельности, отношения в сфере которой имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (статья 72, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года N 387-О), таких как закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).
Так, согласно статье 41 Градостроительного кодекса РФ разработка градостроительного плана осуществляется в рамках планировки территории.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение (ч. 7 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения (ч. 15 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч. 16 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (ч. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (ч. 19 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).
Приведенные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, в том числе устанавливающие для граждан, проживающих на соответствующей территории, гарантии при осуществлении процедуры выдачи специальных разрешений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
Определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если законами данных субъектов Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами данных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса (полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности), осуществляются органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 63); наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).
Возможность осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на основе законов данных субъектов Российской Федерации, определяющих вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, полномочий в сфере градостроительной деятельности, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 225-О, допускается федеральными законодательными актами и соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в ряде других его решений, в том числе в официально опубликованных Определениях от 10 ноября 2002 года N 281-О и от 5 июня 2003 года N 274-О.
В соответствии со ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения слушаний) по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве; должны быть проведены публичные слушания.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предусмотрено проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
Согласно ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 6 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что в оповещении о проведении публичных слушаний указываются:
1) проект, представляемый на публичные слушания;
2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;
3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;
4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;
5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;
6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещен обсуждаемый проект.
В соответствии с ч. 7 указанной нормы оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:
1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района города Москвы, на территории которого проводятся публичные слушания;
2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;
3) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) распространяется в качестве официальной информации:
а) через электронные средства массовой информации;
б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет";
в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;
г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.
Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8 ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы").
Части 9 и 10 этой статьи определяет порядок проведения экспозиции и предусматривают, что в период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.
Части 12 и 13 ст. 68 названного Кодекса предусматривают порядок регистрации участников собраний, регламент собрания участников публичных слушаний.
В соответствии с частью 17 ст. 68 Кодекса в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (ч. 18).
Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:
1) проект, представленный на публичные слушания;
2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19).
На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 22).
В соответствии с частью 23 в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:
1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;
3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;
4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части.
Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного представления на публичные слушания. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению (часть 26).
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" установлено, что проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Москве (ч. 1 ст. 68 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28) осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.
В соответствии с п. 3 упомянутого Положения Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москве (далее - окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний.
Окружная комиссия действует на основании Положения об окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 г. N 270-ПП) и является постоянно действующим межведомственным совещательным органом. К задачам окружной комиссии относится организация и проведение в установленном порядке публичных слушаний. Окружная комиссия направляет в Городскую комиссию протокол публичных слушаний в пятидневный срок со дня его утверждения в целях подготовки Городской комиссией заключения о результатах публичных слушаний в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом города Москвы.
Городская комиссия является постоянно действующим межведомственным совещательным органом и действует на основании Положения о Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 г. N 270-ПП), которая в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом города Москвы, подготавливает, утверждает и опубликовывает заключение о результатах публичных слушаний;
Согласно п. 16 и п. 19 названного Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний утверждаются Председателем окружной комиссии, который в соответствии со ст. 20 того же Положения направляет организатору подготовки документации протокол публичных слушаний и заключение по результатам публичных слушаний не позднее чем через 15 дней со дня проведения публичных слушаний.
В соответствии с п. 2.3.15 Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП, Префектура в установленном порядке утверждает состав и организует работу окружной комиссии по вопросам градостроительства и застройки при Правительстве г. Москвы.
Применительно к названным нормам права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, к которым относится достижение цели публичных слушаний - выявление коллективного мнения граждан по проекту градостроительного плана земельного участка по адресу: район Лефортово города Москвы ограниченного ул. Золоторожский вал, проездом Завода Серп и Молот, шоссе Энтузиастов, проектируемым проездом 6626, обеспечение заявителю возможности участвовать в его обсуждении, соблюдение порядка проведения публичных слушаний.
Выводы суда о том, что цели публичных слушаний достигнуты, а право А.С. ***ой на участие в публичных слушаниях реализовано, по существу доводами апелляционной жалобы не опровергнуто.
В апелляционной жалобе не названы обстоятельства, свидетельствующие о нарушении приведенных выше законоположений, регулирующих порядок проведения публичных слушаний.
Доводы жалобы о том, что в свободном доступе был размещен только последний одиннадцатый том, остальные десять томов отсутствовали, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку установлено, что основная часть проекта включена в одиннадцатый том и содержит в себе все необходимые сведения о предложенном варианте застройки территории.
Кроме того судом учтено, что административным истцом не представлено доказательств отказа в ознакомлении со всеми томами проекта публичных слушаний, что ознакомление с одиннадцатым томом проекта было недостаточно для выработки правильной и полной позиции по предложенному проекту застройки территории и что отсутствие у административного истца информации, содержащейся в первых десяти томах, повлекло нарушение его прав.
Довод жалобы о том, что проект планировки, рассматривавшийся на публичных слушаниях, не был представлен на публичные слушания в полном объеме, судом первой инстанции также был рассмотрен и обоснованно отклонен, ввиду того материалы дела содержат сведения о размещении проекта планировки территории, в свободном доступе на официальных Интернет-сайтах Префектуры ЮВАО г. Москвы и Управы района Лефортово. Оповещение на официальном Интернет-сайте Префектуры (http://uvao.mos.ru) и на официальном Интернет-сайте районной Интернет-газеты Лефортово (http://газета-лефортово.рф).
Оповещение о публичных слушаниях было размещено в газете "Юго-Восточный курьер" N 8 (631) за март 2015 года (л.д. 196 - 200); на официальных Интернет-сайтах префектуры ЮВАО города Москвы и управы района Лефортово города Москвы; были развешены объявления на информационных стендах и подъездах, в том числе на подъезде административного истца.
Судом обоснованно отклонен довод административного истца о подписании протокола публичных слушаний и заключения по их результатам неуполномоченным лицом, поскольку, как видно из материалов дела они подписаны председателем окружной комиссии - префектом ЮВАО города Москвы.
Рассматривая доводы административного истца о том, что строительство в перспективе на проектируемой территории негативно повлияет на благоприятную окружающую среду и на благоприятные условия ее жизнедеятельности, а также повлечет уменьшение стоимости жилья, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее. Учитывая необходимость применения правовых позиций Европейского Суда по правам человека при обосновании решений связанных с ограничением прав и свобод человека (абз. 5 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней"), необходимо указать, что вмешательство в частную жизнь заявителей, которое, с ее слов, может иметь место, и выразится в ухудшении окружающей обстановки, а также в появлении нежелательных последствий от нахождения в непосредственной близости от жилья последней застроенной территории, является в любом случае законным, поскольку, как указано выше, предстоящему строительству объекта предшествовала особая процедура согласования, предъявляемая действующим законодательством. Учитывая острую социальную необходимость в улучшении жилищной инфраструктуры г. Москвы с учетом имеющихся на сегодняшний день реалий, производство указанных работ является необходимым для общества. При этом, вмешательство, в случае застраивания указанной территории, будет пропорциональным, поскольку баланс между законными интересами административного истца и общественным интересом выразившимся в удовлетворении потребностей жителей г. Москвы в улучшении среды их жизнедеятельности не будет нарушен.
Иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.