Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу *** З.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2015 года гражданин Республики Узбекистан *** З.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 (семь тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, указанное постановление судьи районного суда не обжаловалось, и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе *** З.М. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что имел при себе документы (паспорт и миграционную карту), подтверждающие законность его пребывания на территории Российской Федерации, которые были предъявлены сотрудникам МВД, после чего изъяты ими; необоснованный отказ судьи в удовлетворении ходатайства о предоставлении защитника; дело рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ и принципа презумпции невиновности, положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.); по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны толковаться в его пользу.
Проверив представленные материалы, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления судьи районного суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац девятый пункта 1 статьи 2).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, по смыслу приведённых норм иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность и миграционную карту.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 09 апреля 2015 года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ***, станция метро "***", в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства, проведённой сотрудниками 8 ОП УВД на Московском Метрополитене, был выявлен гражданин Республики Узбекистан **** З.М., который в нарушение ст. ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов (паспорта, миграционной карты), подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации. Тем самым *** З.М совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновность *** З.М в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом инспектора 8 ОП УВД на ММ; письменными объяснениями *** С.А. и *** А.А.; информацией из АС ЦБДУИГ ФМС России на имя **** З.М.; письменными объяснениями *** З.М., а также его устными показаниями, полученными судьей районного суда; справкой о проверке по базам данных УФМС России по г. Москве.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины *** З.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Довод жалобы *** З.М. о том, что на момент проведения проверки сотрудниками полиции соблюдения миграционного законодательства, у него при себе имелись паспорт и миграционная карта, которые были отобраны последними, является несостоятельным, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами, в том числе письменными объяснениями *** С.А. и *** А.А., полученными с соблюдением требований КоАП РФ, из которых видно, что указанными лицами при осуществлении проверки соблюдения требований миграционного законодательства совместно с сотрудниками ОУФМС России по г. Москве в ЮАО был выявлен *** З.М., который не имел при себе паспорта и миграционной карты, подтверждающих его право пребывания на территории РФ, которые он утерял, за получением новых в компетентные органы не обращался. Сам *** З.М. при составлении протокола об административном правонарушении не отрицал факта отсутствия у него миграционной карты и паспорта на момент задержания.
Своих возражений с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, *** З.М. не выразил, с жалобами на действия сотрудников полиции не обращался, какой-либо заинтересованности сотрудников полиции по делу не установлено.
Довод *** З.М. о необоснованном отклонении судьей районного суда ходатайства о предоставлении защитника не может быть расценено как нарушение его права на защиту, поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрено обеспечение должностным лицом, равно как и судом, участия в производстве по делу об административном правонарушении адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь. Приглашение защитника во всех случаях является правом лица, в отношении которого ведется такое производство.
Обстоятельств, которые бы препятствовали *** З.М. реализовать свое право на участие защитника при рассмотрении дела об административном правонарушении по делу не установлено.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 (семь тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда назначено *** З.М. в пределах санкции ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. При назначении наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены - учтены характер правонарушения и данные о личности виновного, а также положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основанных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.).
Назначение *** З.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для изменения назначенного заявителю наказания, в том числе с учётом приведённых им в жалобе доводов, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения *** З.М. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении *** З.М. оставить без изменения, жалобу *** З.М.- без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.