Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица ООО "ПСК "РТЭС" С.а А.А. на решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 29 января 2016 года, которым постановление по делу об административном правонарушении N *** от 01.12.2015 заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении N *** от 01.12.2015 юридическое лицо ООО "ПСК "РТЭС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 250000 рублей.
Решением Зеленоградского районного суда Москвы от 29 января 2016 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
В поданной в Московский городской суд жалобе законный представитель ООО "ПСК "РТЭС" С. А.А. просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи, указывая на неправильное применение норм материального права и существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, извещен, что подтверждается почтовым реестром Зеленоградского районного суда, сведениями интернет сайта Почты России. Руководствуясь положениями ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело без участия законного представителя юридического лица.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
Административная ответственность по ст. 4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение условий порубочного билета.
Правительством Москвы издано 10 сентября 2002 г. Постановление N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", п.8.1.1 Приложения N 1 которого предусмотрено, что выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений.
Пунктом 8.1.6 Приложения N 1 Постановления N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" предусмотрено, что срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет.
А пунктом 8.1.7 регламентировано, что закрытие порубочного билета на особо охраняемых природных территориях производится инспектором по охране природы Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Московское городское управление природными территориями", Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по окончании выполнения работ по благоустройству и компенсационному озеленению. Обследование места вырубки и пересадки деревьев и кустарников по оформленным порубочным билетам и разрешениям на пересадку проводится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обращается в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории. После обследования места вырубки по оформленному порубочному билету отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы заполняется графа в порубочном билете "Порубочный билет закрыт" с указанием даты и N акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (приложение 23). После обследования места пересадки по оформленному разрешению на пересадку отделом экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы заполняется графа в разрешении на пересадку "Разрешение на пересадку закрыто" с указанием даты и номера акта (приложение 23). Невыполнение условий порубочного билета (разрешений на пересадку) в части информирования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы об окончании работ по вырубке (пересадке) является основанием для привлечения заказчика и лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности. Невыполнение условий о закрытии порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников, в том числе нарушение сроков закрытия порубочного билета, является основанием для привлечения лиц, осуществивших вырубку и (или) пересадку, к административной ответственности.
Статьями 2 и 3 Закона города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Генеральный план развития города Москвы и градостроительные планы развития территориальных единиц города Москвы разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия проектируемого объекта на зеленые насаждения. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.
Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях: реализации проекта, предусмотренного документами территориального планирования и имеющего положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство и (или) иное специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном Правительством Москвы; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ. Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается в порядке, установленном Правительством Москвы. Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы. Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, в установленных настоящим Законом случаях производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, *** в 13 час 40 минут по адресу г.Москва, *** д.55 помещение ХХ сотрудниками отдела экологического контроля ЗелАО Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы выявлено нарушение п.8.1.6, 8.1.7 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", выразившееся в том, что на момент составления протокола, порубочный билет N *** от 28.06.2013, выданный ООО "ПСК "РТЭС" на вырубку 4-х деревьев, в нарушение п.8.1.7 Приложения N 1 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП закрыт не был, что является нарушением условий пользования и срока закрытия порубочного билета, выданного заявителю. Указанными действиями юридическое лицо совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "ПСК "РТЭС" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; объяснением Г.а Г.В., договором строительного субподряда N 01/13-Р от 01.03.2013; договором строительного подряда реконструкции внутриквартальных сетей водопровода; порубочным билетом N *** от 28.06.2013; разрешением на пересадку деревьев и кустарников; показаниями в суде второй инстанции свидетеля - сотрудника Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы К.а К.В., который пояснил, что факсограммы, на которые ссылается в жалобе законный представитель юридического лица не являлись основанием для проведения осмотра территории, предусмотренного положениями ст. 8.1.6 Приложения N 1 Постановления N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", поскольку они не содержат в себе сведений об основаниях проведения такого осмотра, и требований о проведении осмотра.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "ПСК "РТЭС" правильно квалифицированы по ст. 4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, т.к. "ПСК "РТЭС" в нарушение положений Закона города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений", пп.8.1.6-8.1.7 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, допустило невыполнение условий порубочного билета от *** от 28.06.2013 в части закрытия порубочного билета в установленном порядке, что было выявлено в ходе проверки 27.10.2015.
Выводы должностного лица и судьи о виновности ООО "ПСК "РТЭС" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности ООО "ПСК "РТЭС" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда проверил дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, и вынес законное и обоснованное решение.
Довод жалобы об отсутствии в действиях юридического лица вины в совершении вмененного ему правонарушения нахожу необоснованным, поскольку ссылки его законного представителя о том, что ООО "ПСК "РТЭС" совершило все зависящие от него действия, предусмотренные действующими нормативным актами и направленные на своевременное закрытие порубочного билета, голословны.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как следует из материалов административного дела, ООО "ПСК "РТЭС" два раза - 20.01.2014 и 07.05.2014 г. направляло в отдел экологического контроля по ЗелАО г. Москвы факсограммы о направлении ответственного представителя для закрытия поручного билета по объекту реконструкции квартальный сетей водопровода.
Вместе с тем, Постановление Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (в редакции от 13.08.2013, действующей на момент отправки факсограмм), предусматривает, что исполнитель работ обязан в течение 5 дней после окончания проведения работ по вырубке и пересадке зеленых насаждений заказчик (производитель работ) обратиться в отдел экологического контроля по административному округу города Москвы Департамента с заявлением о проведении обследования территории.
Вышеназванные факсограммы не являлись основанием для проведения обследования территории, так как они не содержали в себе таких требований, и, следовательно, не могли быть рассмотрены по существу административным органом.
Данных о том, что ООО "ПСК "РТЭС" обращалось в Управление государственного экологического контроля по ЗелАО г. Москвы с заявлением о проведении обследования территории материалы административного дела не содержат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения законодательства об охране окружающей среды, за нарушение которого ст.4.22 Кодекса Москвы об АП предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления.
Согласно положений ст.16.4 Кодекса Москвы, производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено должностным лицом справедливое, в пределах санкции ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушений и положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
решение судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 29 января 2016 года, постановление по делу об административном правонарушении N *** от 01.12.2015 должностного лица управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы в Зеленоградском административном округе по ст.4.22 Кодекса Москвы об административных правонарушениях в отношении ООО "ПСК "РТЭС", - оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "ПСК "РТЭС" С.а А.А., - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.