Судья Московского городского суда Андриясова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Талояна Р. Р. на постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2016 года, которым
лицо без гражданства Талоян Р*** Р***, *** г.р., уроженец Республики ***, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде ***,
установил:
11 февраля 2016 года в отношении лица без гражданства Талояна Р*** Р***, *** г.р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2016 года Талоян Р.Р. подал жалобу, в которой просил постановление изменить, исключить наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебное заседание в Московском городском суде Талоян Р.Р. не явился, извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.
Суд, руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, рассмотрел дело в отсутствие Р.Р.Талояна.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, или в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а также выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Из материалов дела усматривается и установлено судьей районного суда, что 11 февраля 2016 г. в 14 часов 00 минут по адресу: *** сотрудниками ОУФМС России по району Чертаново Южное г. Москвы выявлено лицо без гражданства Талоян Р*** Р***, *** г.р., который на момент проведения проверки не имел при себе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со ст.2, ст.10 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", т.е. Талоян Р.Р. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Представленные суду документы, в т.ч. рапорт инспектора УФМС России по г.Москве по району Чертаново Южное; протокол об административном правонарушении; письменные объяснения Талояна Р.Р.; справка о проверке по базам данных ЗИЦ, ЦАСБ, ГИЦ, УФМС России по г.Москве; дактилоскопическая карта; выписка из базы данных АС ЦБДУИГ; справка о проверке по базам данных ППО "Территория"; иные материалы дела, достоверность которых не вызывают сомнений, в своей совокупности подтверждают, что Талоян Р.Р. на момент проверки не имел при себе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации и подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации.
Действия Талояна Р.Р. обоснованно квалифицированы судьей районного суда по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином (лицом без гражданства) является лицо, получившее вид на жительство.
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина (лица без гражданства), поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.
В силу пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина (лицо без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что срок на который выдан вид на жительство истек 25.01.2016 г., своевременно Талоян Р.Р. не обратился в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с заявлением о продлении срока действия вида на жительства, довод жалобы Талояна Р.Р. о том что он, являясь лицом без гражданства, не может быть привлечен к административной ответственности, признан судом несостоятельным.
Вместе с тем, усматриваю основания для изменения постановления судьи Чертановского районного суда г. Москвы ввиду следующего.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание въезд несовершеннолетнего Талояна Р.Р. на территорию Российской Федерации до 1998 года вместе с родителями, которые являются гражданами Российской Федерации, факт прохождения Талояном Р.Р. срочной военной службы в рядах Российской Армии и постановки на учет в ОВК Чертановского района г.Москвы, факт проживания Талояна Р.Р. с 1998 года с родителями по адресу ***, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, следуя правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации полагаю возможным применить ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и изменить постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2016 года в части назначенного Талояну Р.Р. административного наказания, исключив из него дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в порядке контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу Талояна Р.Р. удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении лица без гражданства Талояна Р*** Р***, *** г.р. изменить: исключить из него указание о назначении Талояну Р*** Р*** административного наказания в виде ***.
Судья
Московского городского суда А.С. Андриясова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.