Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Эльназиера А.Ф.М. на постановление судьи Зюзинского районного суда г.Москвы от 25 марта 2016 года, которым
гражданин Республики *** Эльназиер А.Ф.М., *** года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
25 марта 2016 года в отношении Эльназиера А.Ф.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело передано на рассмотрение в Зюзинский районный суд г.Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с названным постановлением судьи, Эльназиер А.Ф.М. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы Эльназиер А.Ф.М. указал на то, что при рассмотрении дела были нарушены его права на квалифицированную юридическую помощь, в связи с отсутствием защитника и переводчика; дело рассмотрено формально.
В судебное заседание Эльназиер А.Ф.М. не явился, о времени, дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в связи с чем, дело по жалобе рассмотрено в его отсутствие в соответствии с ч.2 ст.25.1 и п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, оснований для изменения или отмены постановления судьи не нахожу.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2016 года в 9 часов 00 минут по адресу: г.Москва, ***, выявлен гражданин Республики *** Эльназиер А.Ф.М., прибывший в Российскую Федерацию 24 марта 2015 года по визе многократной серии ***, который по истечении установленного срока пребывания (22 марта 2016) уклонился от выезда из Российской Федерации, нарушив требования п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены: протоколом *** об административном правонарушении от 25 марта 2016 года; рапортом должностного лица о выявлении 25 марта 2016 года иностранного гражданина Р.*** Эльназиера А.Ф.М.; письменными объяснениями Эльназиера А.Ф.М.; справкой ФМС России АС ЦБДУИГ от 25 марта 2016 года, согласно которой Эльназиер А.Ф.М. въехал на территорию РФ - 24 марта 2015 года по визе с целью учебы, дата убытия - 22 марта 2016 года.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из п.4 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Между тем, ч.5 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со ст. ст. 13.1, 13.2 или 13.3 данного Закона. А в силу п. 1.3 ч. 1 ст. 13.1 указанного закона разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что по истечении установленного срока пребывания - 22 марта 2016 года Эльназиер А.Ф.М. территорию Российской Федерации не покинул, уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, действия Эльназиера А.Ф.М. по ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы судом правильно.
Доводы жалобы о формальном подходе при рассмотрении дела в районном суде ничем объективно не подтверждены, в связи с чем, не дают оснований полагать, что при рассмотрении дела в районном суде была нарушена процедура судебного разбирательства.
Довод жалобы о том, что были нарушены процессуальные права Эльназиера А.Ф.М., выразившиеся в непредставлении ему переводчика и защитника, подлежит отклонению, поскольку противоречит материалам дела, из которых следует, что протокол об административном правонарушении в отношении заявителя составлен в присутствии переводчика ***, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и он предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении в отношении Эльназиера А.Ф.М. районным судом было также рассмотрено с участием переводчика, отводов которому заявителем не заявлялось. Также из материалов дела усматривается, что Эльназиеру А.Ф.М. разъяснялись его права, предусмотренные, в том числе ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом ходатайств от последнего о предоставлении защитника ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суде, не поступало.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч.3 ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, административное наказание назначено Эльназиеру А.Ф.М. в пределах санкции ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 3.10 и ст.4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.
Назначение судьёй административного наказание в виде выдворения за пределы РФ основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к Эльназиеру А.Ф.М. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. Оснований для отмены или изменения постановления судьи, с учетом доводов, изложенных в жалобе, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Эльназиера А.Ф.М. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушен.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Зюзинского районного суда г.Москвы от 25 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эльназиера А.Ф.М. оставить без изменения, жалобу Эльназиера А.Ф.М. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.