Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "***" по доверенности *** И.М. на постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2016 года, которым ООО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности занимаемого ООО "***" помещения, расположенного по адресу: г. Москва, *** на срок *** суток,
установил:
11 марта 2016 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЦАО *** Н.С. в отношении ООО "***" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Пресненский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, защитником ООО "***" *** И.М. ставится вопрос об изменении судебного акта - назначении юридическому лицу наказания не связанного с приостановлением деятельности. В жалобе защитник ссылается на то, что все выявленные в ходе проверки нарушения были ООО "***" устранены.
Защитник ООО "***" *** И.М. в судебное заседание суда явилась, доводы жалобы поддержала, не возражала против рассмотрения дела в отсутствие законного представителя юридического лица, надлежащим образом извещенного о дне и месте судебного разбирательства.
Выслушав защитника ООО "***", проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, допросив свидетеля *** В.И., прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 26.02.2016 г. в 13 часов 00 минут должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве проведена внеплановая выездная проверка помещений кафе ООО "***", расположенного по адресу: г. Москва, ***, по результатам которой выявлены нарушения юридическим лицом законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т.ч. ст. 11, ч.1 ст. 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п.п. 6.11, 3.3, 4.6, 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", а именно:
- в нарушение п. 6.11 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, в производственных помещениях в кафе-хинкальной недостаточное количество моечных ванн - установлена односекционная ванна для мытья столовой посуды и односекционная ванна для мытья кухонного инвентаря;
-в нарушение п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 для организаций общественного питания, в производственных помещениях отсутствуют раковины для мытья рук персоналом. Персонал пользуется раковиной санузла;
-в нарушение п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 для предприятий общественного питания, шахта вытяжной системы вентиляции кафе не выведена автономным коробом на кровлю жилого здания - вытяжная система вентиляции выведена в торцевую стену жилого дома, удаление отработанного воздуха осуществляется через два отверстия в стене, заделанными решетками;
-в нарушение п.п. 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 для предприятий общественного питания, на предприятии не организован производственный контроль в части проведения лабораторных и инструментальных исследований за период 2015 г. и прошедший период 2016 г..
Таким образом, юридическое лицо - ООО "***" совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.6.6 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "***" в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 марта 2016 г., в котором изложено существо совершенного юридическим лицом правонарушения; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя N *** от 29.02.2016 г., из которого следует, что в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО "***" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения; фототаблицей; распоряжением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Москве ЦАО г.Москвы о проведении внеплановой выездной проверки от 26.01.2016 г. в отношении ООО "***"; Уставом ООО "***"; обращением группы граждан - жильцов дома в Роспотребнадзор; копией паспорта вентиляционной системы, и иными материалами дела.
Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "***" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Частью 1 ст. 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1 Правил).
Данные Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Правил).
Согласно п.п. 6.11, 3.3, 4.6, 14.1, 14.2, 14.3 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологических требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные - для стеклянной посуды и столовых приборов. Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья. Устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения. Система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м. Во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", зарегистрированными в Минюсте России 30 октября 2001 г., регистрационный N 3000. Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с требованиями к санитарно-бактериологическому контролю в организациях общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливается организацией по согласованию с органами и учреждениями госсанэпидслужбы. Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего производственного продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и
определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.
Вместе с тем в ходе проведенной проверки установлено нарушение ООО "***" указанных требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологических требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "***" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ.
Доказательства невозможности исполнения ООО "***" санитарно-эпидемиологических требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы об исправлении выявленных нарушений ничем не подтверждены. Оснований для переоценки выводов судьи не имеется.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ***В.И. пояснил, что на момент рассмотрения дела данных об исправлении выявленных недостатков в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЦАО не имеется. Повторная проверка не проводилась.
Ставить под сомнение достоверность сведений о событии и обстоятельствах совершения ООО "***" правонарушения, изложенных в собранных по делу доказательствах, оснований не имеется. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ООО "***" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Несогласие защитника ООО "***" с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что суд при вынесении постановления не принял во внимание и не дал надлежащей оценке представленным заявителям доказательствам, а именно копии паспорта вентиляционной системы, исполнительной документации по вентиляции, протоколу инструментальной проверки уровня шума и замер атмосферного воздуха от 10.03.2016, противоречащим данным, отраженным в акте осмотра, составленном в ходе проведения проверки, не может служить основанием к отмене постановленного судебного акта, так как оценка указанных доказательств дана судьей районного суда на основании и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе судебного разбирательства, с соблюдением правил, установленных в ст. 26.11 КоАП РФ.
Кроме того, материалами дела, в т.ч. указанными выше документами установлен факт несоответствия системы вентиляции требованиям п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01. Кроме того, из представленных в деле фотографий усматривается, что вентиляция из помещения кафе выходит непосредственно под окна квартир, расположенных выше.
Вопреки доводам жалобы, наказание, назначенное ООО "***", установлено судьей в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела. При этом судья, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу здоровью людей, эти нарушения оказывают вредное воздействия на человека и окружающую среду, обосновано пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, и данный вид наказания
соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, а именно охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Срок административного приостановления деятельности назначен в размере, предусмотренном санкцией статьи 6.6 КоАП РФ, оснований для его изменения не имеется.
Обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для смягчения наказания, назначенного ООО "***" по делу отсутствуют.
Довод жалобы о том, что вменяемое ООО "***" административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления в силу следующего.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Нарушения, допущенные ООО "***" и выявленные в ходе проверки являются грубыми нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 11 апреля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ООО "***" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "***" без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.