Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р., судей коллегии Васильевой С.Д. и Мирзаевой И.И., при секретаре Батомункуевой Д.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности И.Е.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2016 г., которым исковые требования У.О.Г. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
установила:
У.О.Г. обратилась в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Республике Бурятия, в котором указала, что решением ответчика от ... ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный трудовой стаж не включены периоды работы в должности медицинской сестры стоматологической клиники - ИП С. с ... по ... и ООО " С." с ... по ... С указанным решением она не согласна, поскольку она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку ИП С. и ООО " С." имели лицензию на осуществление медицинской стоматологической деятельности, которая тождественна медицинской стоматологической поликлинической в соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Просила включить в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды работы в должности медицинской сестры, обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с ...
В судебном заседании истец У.О.Г. и ее представитель И.Е.В. исковые требования поддержали, пояснив, что истица осуществляла в течение полного рабочего дня стерилизационную и предстерилизационную подготовку документов, подготавливала пломбировочный материал, проводила физиопроцедуры, готовила рабочее место к приему, вела документацию, амбулаторные карты.
Представитель ответчика по доверенности О.Б.Ю. против удовлетворения исковых требований возражал, указывая на то, что стоматологическая клиника ИП С. и ООО " С." не являются учреждениями, предусмотренными Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласилась истица У.О.Г., в лице своего представителя И.Е.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и постановить новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом автор жалобы со ссылкой на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г., позицию Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлениях от ... и ... указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку спорные периоды работы истца в должности медицинской сестры должны быть включены в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В суде апелляционной инстанции У.О.Г., ее представитель по доверенности И.Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика О.Б.Ю. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в Республике Бурятия от 07.08.2015 г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
На дату обращения к ответчику специальный стаж истицы составил " ... " лет " ... " месяц " ... " дня.
При этом в специальный стаж не засчитаны периоды трудовой деятельности в должности медицинской сестры - с ... по ... в ИП С., с ... по ... в ООО " С.", в связи с тем данные учреждения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований У.О.Г. в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее " ... " лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее " ... " лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 этого же закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
При выполнении истцом трудовой деятельности в качестве медицинской сестры в оспариваемые периоды действовало следующее законодательство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с разделом "Наименование должностей" названного списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам-специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе "Наименование учреждений".
В названном Списке в разделе "Наименование учреждений" индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Устанавливая в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что У.О.Г. Б. работала медицинской сестрой в период с ... по ... в ИП С; в период с ... по ... в ООО " С".
ИП Сазонов не может относиться к учреждениям в том понятии, как это предусмотрено гражданским законодательством.
Согласно учредительному документу ООО " С", общество создается с целью осуществления стоматологической практики в области стоматологии общего и специального характера, в области ортодонтии, осуществляет деятельность вспомогательного стоматологического персонала, общество создано для изготовления искусственных зубов, зубных протезов и протезных приспособлений, среднего медицинского персонала по охране здоровья человека, осуществляемую не больницами, не врачами, а средним (парамедицинским) персоналом по уходу за пациентами, медсестрами, акушерками, физиотерапевтами-техниками и другими специалистами в области оптиметрии, гидротерапии, лечебного массажа, лечения дефектов речи, лечебного ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания, а также прочую деятельность по охране здоровья, общество осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность, а также все виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Согласно Устава общество самостоятельно определяет свою хозяйственную деятельность и создано для извлечения прибыли.
Из приведенных положений учредительного документа следует, что основной целью деятельности ООО " С" является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации указанная организация является коммерческой.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истицы для досрочного назначения страховой пенсии периода ее работы в указанной должности в ИП С и ООО " С", поскольку ИП С не относится к учреждениям, а общество по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, создано для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах как правильно указал суд, отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж У.О.Г. Б. периода ее работы в должности медицинской сестры у ИП С и ООО " С".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к. неправильному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст ... 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 10 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.