Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Волошковой И.А., Морозовой С.Б. при секретаре Боровиковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Артинского района в интересах Зубарева И.И., Константиновой Л.П., Цивилевой В.М. к ГБУЗ СО "Артинская центральная района больница", Министерству здравоохранения Свердловской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области о возложении обязанности по организации транспортировки для прохождения процедуры гемодиализа
по апелляционным жалобам ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области на решение Артинского районного суда Свердловской области от 29.01.2016.
Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения представителя ответчика Соколова Д.Н., действующего в интересах Министерства здравоохранения Свердловской области, представителя ответчика Пупковой Е.Ю., действующей в интересах ГБУЗ СО "Артинская центральная районная больница", поддержавших доводы жалобы, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., возражавшей относительно доводов жалобы и согласной с решением суда, судебная коллегия
установила:
решением Артинского районного суда Свердловской области от 29.01.2016 удовлетворен иск прокурора Артинского района в интересах Зубарева И.И., Константиновой Л.П., Цивилевой В.М. к ГБУЗ СО "Артинская центральная района больница", Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по организации транспортировки для прохождения процедуры гемодиализа.
Суд обязал ГБУЗ СО "Артинская центральная районная больница" организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных Зубарева И.И., 06.01.1947 года рождения, проживающего по адресу: ... Константинову Л.П., 29.04.1958 года рождения, проживающую по адресу: ... ; Цивилеву В.М., 05.02.1968 года рождения, проживающую по адресу: ... ; от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд обязал Министерство здравоохранения Свердловской области производить возмещение ГБУЗ СО "Артинская центральная районная больница" расходов по доставке автомобильным транспортом больных Зубарева И.И., 06.01.1947 года рождения, проживающего по адресу: ... ; Константинову Л.П., 29.04.1958 года рождения, проживающую по адресу: ... Цивилеву В.М., 05.02.1968 года рождения, проживающую по адресу: ... ; от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно.
В апелляционных жалобах ответчик Министерство здравоохранения Свердловской области и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Свердловской области просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. Считают, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Также ссылаются на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В поступивших возражениях на жалобы прокурор Артинского района Свердловской области и ответчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, в интересах которых прокурор Артинского района обратился с иском, Зубарев И.И., Константинова Л.П., Цивилева В.М., также не явились ответчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Уральский медицинский центр", Министерство финансов Свердловской области.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб назначено на 02.06.2016. Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, заблаговременно 17.05.2016. Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что лица, в интересах которых прокурор Артинского района обратился с иском, Зубарев И.И., Константинова Л.П., Цивилева В.М., а также ответчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Уральский медицинский центр", Министерство финансов Свердловской области извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, ответчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и третье лицо, заявляющее самостоятельных требований относительно предмета, Министерство финансов Свердловской области просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зубарев И.И., Цивилева В.М., Константинова Л.П. являются инвалидами 1 группы. Зубареву И.И. поставлен диагноз - хроническая болезнь почек 5 стадии как исход диабетической нефропатии. Цивилевой В.М. поставлен диагноз - хроническая болезнь почек 5 стадии, хронический гломерулонефрит с мочевым и гипертоническим синдромами с исходом в терминальный нефросклероз. Константиновой Л.П. поставлен диагноз - хроническая болезнь почек 5 стадии, хронический гломерулонефрит с мочевым и гипертоническим синдромами с исходом в терминальный нефросклероз.
Зубарев И.И., Цивилева В.М., Константинова Л.П. получают заместительную почечную терапию гемодиализом в находящейся в городе Красноуфимске диализной клинике - ООО "Уральский медицинский центр" три раза в неделю.
Согласно сведениям, поступившим из диализной клиники, проезд до диализной клиники пациентами осуществляется общественным либо личным транспортом, что может привести к инвалидности и даже смерти пациента по пути следования в клинику и обратно. Это связано с особенностями заболевания и возможными осложнениями после проведения процедуры заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа. К основным осложнениям после проведения процедуры относится гипотония, гипертензия, гипогликемия, цефалгия, тонические судороги конечностей, при которых пациент испытывает трудности при самостоятельном возвращении домой. Общественный транспорт строго привязан к маршруту следования и в случае возникновения осложнений у пациента отсутствует возможность получить неотложную медицинскую помощь либо процедура гемодиализа будет отсрочена, что может привести к функциональным или даже органическим изменениям жизненно важных органов. В связи с указанным пациентам на заместительную почечную терапию программным гемодиализом следует организовать транспортировку до клиники и обратно специально выделенным транспортом.
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
На основании пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования;
2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3)бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2014 N 1207-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
Согласно пункту 7 Территориальной программы бесплатно предоставляются: специализированная медицинская помощь в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
В силу требований пункта 4 Территориальной программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов (в связи с наделением органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" государственным полномочием Свердловской области по организации оказания медицинской помощи), средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.
Пункт 15 Территориальной программы гласит, что за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой ОМС застрахованным лицам на территории Свердловской области оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при следующих заболеваниях и состояниях: болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим на территории Свердловской области в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Свердловской области, которое создано на основании Постановления Правительства Свердловской области от 04.05.2010 N 706-ПП.
Постановлением Правительства Свердловской области от 04.05.2010 N 706-ПП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Свердловской области, в соответствии с которым к полномочиям Министерства отнесены: разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни; разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, контроль за ее исполнением; организация оказания населению Свердловской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в государственных медицинских организациях Свердловской области; утверждение перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств областного бюджета; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации - Свердловскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Свердловской области.
Согласно Приложению N 4 к Территориальной программе государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Артинская центральная районная больница, в районе нахождения которой проживают Зубарев И.И., Константинова Л.П. и Цивилева В.М., а также ООО "Уральский медицинский центр", где они получают необходимое лечение, внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
В соответствии с п.п.1,6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо-и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу.
Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Пунктом 14 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый 2016 и 2017 годов" предусмотрено, что заместительная почечная терапия методом гемодиализа проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Пунктом 16 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" предусмотрено, что заместительная почечная терапия методом гемодиализа проводится застрахованным лицам в рамках специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке, за счет средств обязательного медицинского страхования, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
В соответствии с Тарифным соглашением по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2016 год, заключенным между Министерством здравоохранения Свердловской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области, страховыми медицинскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Свердловской области, профессиональными профсоюзами медицинских работников, заместительная почечная терапия методом гемодиализа застрахованным лицам оплачивается по установленным тарифам, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Вместе с тем, медицинская помощь определяется Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по её оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
Суд, руководствуясь п.1 и п. 7 ст. 17 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.31, пунктами 1 - 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание, что среди участников Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годы Администрация Артинского городского округа не значится, и выполнение программы возложено вышеуказанными нормативными актами на субъект Российской Федерации - Свердловскую область, правильно отклонил доводы ответчиков о том, что доставка автомобильным транспортом больных Зубарева И.И., Константиновой Л.П., Цивилевой В.М. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно должна быть осуществлена органом местного самоуправления.
Надлежащим образом оценив имеющиеся доказательства, суд первой инстанции правильно обязал ГБУЗ СО "Артинская центральная районная больница" организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных Зубарева И.И., Константиновой Л.П., Цивилевой В.М. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа.
Суд обоснованно возложил на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность производить возмещение ГБУЗ СО "Артинская центральная районная больница" расходов по доставке автомобильным транспортом больных Зубарева И.И., 06.01.1947 года рождения, проживающего по адресу: ... Константиновой Л.П., 29.04.1958 года рождения, проживающей по адресу: ... ; Цивилевой В.М., 05.02.1968 года рождения, проживающей по адресу: ... от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно
Все изложенные в решении выводы мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Приведенные в апелляционных жалобах ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств, исследованных в суде первой инстанции.
Все доводы апелляционных жалоб, в том числе и ссылка на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, сводятся к изложению правовой позиции ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании апеллянтом норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.12,56,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалоб не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Артинского районного суда Свердловской области от 29.01.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий Д.Е. Ковелин
Судьи И.А. Волошкова
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.