Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Лузянина В.Н., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Урянского В.М. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Санниковой Т.Б. (начальник Управления) на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.02.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя истца Кузнецовой Е.А. (действует на основании ордера адвоката N ... от ... ), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Урянский В.М. обратился в суд с указанным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области (далее по тексту Управление), ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.
... истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с работой во вредных условиях труда (в должности водолаза) более 10 лет. Своим решением N ... от ... ответчик отказал истцу в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Согласно расчету ответчика продолжительность специального трудового стажа истца составила 04 года 03 месяца 01 день. Необоснованно, как полагает истец, не приняты к зачету в специальный стаж периоды работы:
- с 01.10.2003 по 30.04.2004, с 01.08.2004 по 30.06.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.10.2006 по 30.06.2007, с 01.10.2007 по 30.04.2008, с 01.08.2008 по 31.03.2009 - в должности водолаза МУП "Ритуал";
- с 01.04.2009 по 31.05.2009, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.10.2009 по 31.12.2009 - в должности водолаза Водно-спасательной станции МУ "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа;
- с 01.01.2010 по 30.04.2010, с 01.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 30.04.2012, с 01.11.2012 по 30.04.2013 с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 01.09.2014 по 30.04.2015, с 01.09.2015 по 30.09.2015 - в должности водолаза аварийно-спасательной службы МКУ "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций" Новоуральского городского округа.
Свое решение ответчик мотивировал тем, что в спорные периоды время пребывания истца под водой составило менее 275 часов в год (25 часов в месяц). Такой порядок подсчета специального стажа истец полагает незаконным, поскольку общее количество часов пребывания под водой с начала его водолазной практики превысило 2750 часов, что в соответствии с нормами Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и Разъяснениями Минтруда России от 11.05.1993 N 6 дает ему право на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения иска, истец просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, отменить решение Управления N ... от ... в части отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж, обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, и обязать ответчика назначить пенсию с ... , с даты возникновения права на нее.
Представитель ответчика Филиппова Е.Л. возражала против иска, настаивая на правомерности обжалуемого решения Управления об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости. Полагала, что ссылка истца на Разъяснения Минтруда России от 11.05.1993 N 6 несостоятельна, поскольку они не являются нормативным актом и носят рекомендательный характер.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.02.2016 иск Урянского В.М. удовлетворен: решение Управления от ... N ... в части отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж отменено; указанные в иске периоды включены в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости; за Урянским В.М. признано право на досрочную страховую пенсию по старости с возложением на ответчика обязанности назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с ...
С таким решением не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе начальник Управления Санникова Т.Б. просит обжалуемое решение отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение. Настаивает на отсутствии у Урянского В.М. необходимого 10-летнего стажа работы во вредных условиях труда, поскольку месяцы, в которых у истца имелось менее 25 часов пребывания под водой, не подлежат учету при подсчете специального стажа. Оспаривает вывод суда о необходимости исчисления специального стажа исходя из общего суммарного времени нахождения под водой (2750 часов), так как периоды, когда истец не выполнял норму нахождения под водой, не могут включаться в льготный трудовой стаж. Ссылку суда на разъяснения Минтруда России от 11.05.1993 N 6 полагала несостоятельной ввиду того, что данный документ носит разъяснительный характер.
В заседание судебной коллегии истец, представитель ответчика не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. То обстоятельство, что истец извещен о судебном заседании суда апелляционной инстанции, подтвердила в заседании судебной коллегии представитель истца Кузнецова Е.А.
В связи с этим, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие у участников по делу ходатайств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы в данном судебном заседании, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, - при досрочном назначении страховой пенсии лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В Списке N 1 раздел ХХIII "Общие профессии" (позиция 12100000-11465), предусмотрены водолазы и другие работники, занятые под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
Согласно Разъяснениям Минтруда РФ от 11.05.1993 N6 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года, и дополнений к этим спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N 591 от 09 августа 1991 года", которые не отменены и не признаны утратившими силу, пенсии по Списку N 1 следует назначать водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более - как водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
Как следует из материалов дела, ... истец обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда (в должности водолаза) более 10 лет.
Решением N ... от ... ответчик отказал в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Как следует из оспариваемого решения Управления, стаж истца на соответствующих видах работ, принятый к зачету, составляет 04 года 03 месяца 01 день (л.д. 8,9). В специальный стаж пенсионным органом не включены следующие периоды работы истца: с 01.10.2003 по 30.04.2004, с 01.08.2004 по 30.06.2005, с 01.09.2005 по 31.05.2006, с 01.10.2006 по 30.06.2007, с 01.10.2007 по 30.04.2008, с 01.08.2008 по 31.03.2009 - в должности водолаза МУП "Ритуал"; с 01.04.2009 по 31.05.2009, с 01.07.2009 по 31.07.2009, с 01.10.2009 по 31.12.2009 - в должности водолаза Водно-спасательной станции МУ "Управление городского хозяйства" Новоуральского городского округа; с 01.01.2010 по 30.04.2010, с 01.09.2010 по 30.04.2011, с 01.10.2011 по 30.04.2012, с 01.11.2012 по 30.04.2013 с 01.10.2013 по 30.04.2014, с 01.09.2014 по 30.04.2015, с 01.09.2015 по 30.09.2015 - в должности водолаза аварийно-спасательной службы МКУ "Управление защиты от чрезвычайных ситуаций" Новоуральского городского округа.
Поскольку профессия "водолаз" входит в Список N 1, суд первой инстанции с учетом изложенных выше положений, установив, что суммарное время пребывания истца под водой в период с 2003 по 2015 г. (с момента начала водолазной практики) на момент обращения в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости составило 2906 часов, что подтверждается личной книжкой водолаза, оформленной истцу администрацией ЦАСПР "ЭПРОМ" Минатома РФ (л.д. 16-24), и ответчиком не оспаривалось, пришел к выводу об обоснованности заявленного Урянским В.М. иска.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы в части определения порядка подсчета специального стажа истца (исходя из 275 часов в год, 25 часов в месяц) повторяют процессуальную позицию ответчика в суде первой инстанции, были предметом проверки суда при рассмотрении дела и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в обжалуемом судебном решении, с которыми судебная коллегия согласна.
Данный подсчет специального стажа суд обоснованно со ссылкой на Разъяснения Минтруда РФ от 11.05.1993 N 6 признал противоречащим действующему пенсионному законодательству, как ущемляющий право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с вредными условиями труда, поскольку льготный порядок определения стажа водолазов основан, в том числе, на учете фактического времени пребывания под водой с начала водолазной практики.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Разъяснения Минтруда РФ от 11.05.1993 N 6 носят разъяснительный характер и не могут подменять Список N 1, который не предусматривает возможности суммарного учета пребывания времени водолаза под водой в целях оценки наличия права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда.
В силу п. 4 ст. 2 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с целью единообразного применения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения.
Аналогичная норма содержалась в п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", согласно которой Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, Разъяснения Минтруда РФ от 11.05.1993 N6 изданы уполномоченным органом и в пределах предоставленной ему компетенции, согласованы с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, соответственно, носят нормативный характер и подлежат применению наряду с иными нормативными актами в сфере пенсионного регулирования.
Указанные Разъяснения предусматривают в качестве альтернативного условия назначения пенсии водолазам наличие периода пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2750 часов и более и согласуются с ранее высказанной позицией Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенной в Письме от 13.03.1987 N 1-33-И, о том, что не имеется оснований для отказа в назначении льготной пенсии водолазам, инструкторам по водолазному делу, водолазным специалистам, инструкторам-водолазам, старшинам водолазной станции, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 3000 часов (на тот период времени занятость под водой была установлена 300 часов в год) и более, при условии достижения ими 50-летнего возраста и стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на водолазных работах.
Исходя из указанных правовых норм и разъяснений, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали по профессии водолазами или работниками, занятыми работой под водой, не менее 10 лет - 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.
Суммарное количество часов пребывания истца под водой с начала водолазной практики (более 10 лет) составляет более 2750 часов, страховой стаж истца превышает 20 лет, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ с ... (дня, следующего за датой достижения истцом пятидесятилетнего возраста).
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в дополнительной проверке, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 04.02.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Лузянин В.Н.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.