Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Паршиной С.В..,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Курбатова В.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Вольском районе Саратовской области (далее - УПФ) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении в трудовой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов прохождения службы в органах внутренних дел и трудовой деятельности, назначении страховой пенсии, по апелляционной жалобе Курбатова В.Н. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 07 апреля 2016 года, которым отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Курбатов В.Н. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что 16.11.2015 года он обратился в УПФ с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Ответчик отказал ему в назначении страховой пенсии по старости и не включил в страховой стаж период прохождения им службы в органах внутренних дел с 06.09.1994 года по 28.06.1995 года, периоды его трудовой деятельности в ООО " "данные изъяты"" с 08.02.1999 года по 28.01.2003 года и в ООО ЧОП " "данные изъяты"" с 01.01.2009 года по 14.05.2009 года.
Просил признать решение ответчика от 12.02.2016 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, включить в его страховой стаж указанные периоды службы и трудовой деятельности, назначить ему страховую пенсию по старости с 16.11.20015 г.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Курбатов В.Н. просит решение суда отменить, удовлетворить его требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которые ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также нормам материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч.4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закона N 4468-1) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу ч.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ? Закон о страховых пенсиях) при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 16.11.2015 года истец обратился в УПФ с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Согласно справке N 6593 от 09.11.2015 года, выданной Центром финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области, Курбатов В.И. с 29.06.1995 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом N 4468-1. При определении размера пенсии за выслугу лет были учтены периоды службы с 16.05.1969 года по 26.06.1971 года и с 15.10.1971 года по 28.06.1995 года.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно посчитал, что требование истца о включении в его страховой стаж периода службы с 06.09.1994 года по 28.06.1995 года удовлетворению не подлежит, поскольку данный период был учтен при назначении пенсии за выслугу лет.
Положениями ст. 8 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.(ч. 3).
В ст.5 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования" указано, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно абз. 4 ст.14 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
Судом установлено, что Курбатов В.Н. в период с 08.02.1999 года по 28.01.2003 года работал в ООО " "данные изъяты"" в должности заместителя генерального директора, в период с 23.07.2008 года по 14.05.2009 года работал в ООО ЧОП " "данные изъяты"" в должности охранника.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении истцу в страховой стаж периодов его работы с 08.02.1999 года по 28.01.2003 года в ООО " "данные изъяты"", с 01.01.2009 года по 14.05.2009 года в ООО "ЧОП " "данные изъяты"", суд первой инстанции исходил из следующего.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 13 вышеуказанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из положения п. 1 и 2 ст. 14 вышеуказанного закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, Курбатов В.Н. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 23.09.1999 года.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица базы данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования Курбатова В.Н. (л.д.79) имеются сведения о работе истца с 08.02.1999 года по 31.12.2000 года в ООО " "данные изъяты"". Вместе с тем, за период с 08.02.1999 года по 31.12.1999 года и с 01.07.2000 года по 31.12.2000 года он числится в административном отпуске, сведения о начисленной истцу заработной плате в период с 08.02.1999 года по 31.12.2001 года отсутствуют, сведения о работе и начислении страховых взносов с 01.01.2001 года по 28.01.2003 года отсутствуют.
По сведениям ГУ УПФ РФ в Выборгском районе Ленинградской области N 48271 от 28.12.2015 года (л.д.86), страхователь ООО " "данные изъяты"" снят с учета 01.11.2012 года в связи с ликвидацией. Страховые взносы не начислялись и не уплачивались. Индивидуальные сведения занесены на лицевой счет в соответствии с раннее представленными страхователем документами. Документы в архив не сдавались.
В выписке из лицевого счета застрахованного лица базы данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (л.д.79) имеются сведения о работе Курбатова В.Н. в ООО ЧОП " "данные изъяты"" с 23.07.2008 года по 31.12.2008 года и сведения о начисленных страховых взносах за 2008 год. Сведения о работе и начисленных страховых взносах с 01.01.2009 года по 14.05.2009 года отсутствуют.
Кроме того, включение вышеуказанных периодов работы истца не может повлиять на назначение страховой пенсии Курбатову В.Н., а также на ее перерасчет, поскольку согласно решению УПФ N 511627/15 от 12.02.2016 года Курбатову В.Н. с 16.11.2015 года (со дня его обращения) уже была назначена страховая пенсия, а для перерасчета ее размера при учете спорного страхового стажа необходимы сведения о размере начисленных страховых взносов за указанные периоды времени, которые отсутствуют в лицевом счете застрахованного лица и не были представлены истцом в ходе судебного разбирательства.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и нормы законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства нарушения его пенсионных прав действиями ответчика, а потому, исходя из анализа совокупности представленных сторонами доказательств, отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется (ч.6 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбатова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.