Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Колемасовой В.С.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Королевой Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части исключения из стажа лечебной деятельности периода отпуска по уходу за ребёнком; возложении обязанности включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности указанный период, назначить трудовую пенсию по старости с 01.07.2014 года, по апелляционной жалобе Королевой Л.А. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 14 марта 2016 года, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Королева Л.А. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что решением УПФ от 16.07.2014 года N 847 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от 16.07.2014 года N 1380 в её специальный стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.11.1992 года по 31.05.1994 года. Считала отказ в назначении пенсии противоречащим требованиям пенсионного законодательства. Просила признать незаконными решение ответчика от 16.07.2014 года N 847 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от 16.07.2014 года N 1380 в части исключения из стажа лечебной деятельности отпуска по уходу за ребёнком с 02.11.1992 года по 31.05.1994 года, возложить на ответчика обязанность включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности указанный период, назначить трудовую пенсию по старости с 01.07.2014 года.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Королева Л.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что родила ребенка в период действия нормативных актов, предусматривающих возможность включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком. Ребенок рожден 21 июля 1992 года, дородовый отпуск предоставлялся в размере 56 дней, однако из-за тяжёлых родов лист нетрудоспособности был продлён до 02.11.1992 года.
На доводы апелляционной жалобы УПФ принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что решение подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г. - в период спорных правоотношений, далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что Королева Л.А. с 11.10.1988 года до дня обращения за назначением досрочной пенсии осуществляла лечебную деятельность.
В соответствии со справкой, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий, от 02.02.2016 года, Королева Л.А. в период времени с 01.06.1992 года по 01.11.1992 года находилась в дородовом и послеродовом отпуске; с 02.11.1992 года по 31.05.1994 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.
01.07.2014 года Королева Л.А. обратилась в суд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением УПФ от 16.07.2014 года N847 Королевой Л.А. в назначении пенсии было отказано. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан не включила в специальный стаж истца период отпуска по уходу за ребенком.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности решения ответчика в указанной части.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года N1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку отпуск по уходу за ребенком начался после 06.10.1992 года, то период нахождения Королевой Л.А. в указанном отпуске не подлежит включению в специальный стаж.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, вывод суда мотивирован, соответствует требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что Королева Л.А. родила ребенка в период действия нормативных актов, предусматривающих возможность включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, следовательно, он должен быть включен в льготный стаж, основан на неправильном толковании норм законодательства, действующих в указанный период.
При таких обстоятельствах решение районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 14 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Королевой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.