Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 30 мая 2016 года административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 13 января 2016 года, которым постановлено:
"в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России N1 по Архангельской области и НАО к Калгановой Н.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2013 год, пени за период с 10.06.2014 по 17.11.2014 по земельному налогу за 2009-2013 год и за период с 18.11.2014 г. по 27.02.2015 по земельному налогу за 2009-2013 год отказать".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС России N1) обратилась в суд с административным иском к Калгановой Н.А. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.
В обоснование требований указано, что Калганова Н.А. в 2013 году имела в собственности два земельных участка и являлась плательщиком земельного налога. Ответчику направлены налоговые уведомления. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, начислены пени. В сроки, предусмотренные ст. 70 Налогового кодекса РФ, ответчику были направлены требования, по причине неисполнения которых, налоговый орган обратился сначала к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены - в суд с настоящим иском.
Просила взыскать с Калгановой Н.А. задолженность по земельному налогу в размере "данные изъяты" и пени - "данные изъяты".
МИФНС России N1 своего представителя в судебное заседание не направила, просила о рассмотрении дела в его отсутствие.
Калганова Н.А. в судебное заседание не явилась, ее представитель Кувшинова А.В. в суде первой инстанции иск не признала. Пояснила, что у ответчика имеется переплата по налогу. Оспаривала расчет налога из кадастровой стоимости и по ставке 1,5%.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась МИФНС России N1, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
Полагает, что доначисления по земельному налогу за 2013 год произведены налоговым органом обоснованно, поскольку постановление N595-пп от 18.12.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" вступает в силу по общему правилу, предусмотренному Налоговым кодексом РФ, то есть с 1 января 2014 года.
Также указывает на то, что суд, взяв на себя функции налогового органа, по собственной инициативе произвел расчет налога и пени.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы административный ответчик просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Калганова Н.А. является собственником двух земельных участков, расположенных в "адрес":
- с кадастровым N ( "адрес"),
- с кадастровым N ( "адрес"), соответственно, является плательщиком земельного налога по этим объектам.
Налоговым органом был исчислен земельный налог за 2013 год и направлены налоговые уведомления:
-7 мая 2014 года N на сумму земельного налога за 2013 год "данные изъяты" в срок до 5 ноября 2014 года;
- 5 декабря 2014 года N перерасчет земельного налога за 2013 года (доплата) на сумму "данные изъяты".
Перерасчет земельного налога произведен в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, указанной в первом уведомлении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в силу положений ч. 1 ст. 390, ч. 1 и 4 ст. 391, ч. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ земельный налог за 2013 год должен быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельных участков, определенной на 1 января 2013 года.
Судебная коллегия с данным выводом не согласна на основании следующего.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По смыслу указанных положений, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года N595-пп, опубликованным в газете "Волна" 25 декабря 2012 года N51, на основании проведенной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральная БТИ" государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 05 июня 2012 года.
Пункт 4 указанного нормативного акта содержит положение о вступлении данного постановления в силу с 1 января 2013 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Данным постановлением утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N в размере "данные изъяты" и земельного участка с кадастровым N в размере "данные изъяты".
Ранее была установлена кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков в размере "данные изъяты" и "данные изъяты", соответственно.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 3 февраля 2010 года N165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст.390 и п.1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых Налоговым кодексом Российской Федерации к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Как следует из п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Вместе с тем из содержания Постановления N595-пп не усматривается, предусмотренная п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность распространения новой кадастровой стоимости на предшествующие налоговые периоды, в связи с чем, ссылка суда на указанное положение закона является необоснованной и ошибочной.
Анализируя изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Постановление N595-пп об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования, то есть с 1 января 2014 года.
Данный вывод также согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 2 июля 2013 года N17-П.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, сводящийся к возникновению у заявителя права на уплату земельного налога за 2013 год, рассчитанного, с учетом новой кадастровой стоимости, не может быть признан обоснованным. Налоговым органом правомерно произведен перерасчет налога, исходя из ранее установленной кадастровой стоимости земельных участков.
Вывод суда о необоснованном применении налоговым органом для расчета налога ставки 1,5% по земельному участку с кадастровым N, судебная коллегия также признает неверным.
Установлено, что спорный земельный участок приобретен в собственность ответчика по договору купли-продажи у Л.В.Н., которому он был предоставлен на основании постановления администрации МО "Красноборский район" от 26 июля 2007 года N. Согласно данному постановлению определена категория земель - "земли поселений" и вид разрешенного использования - "для общественно-деловых целей".
Ответчиком не представлено доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка и внесения изменений в кадастровый учет.
По сведениям, направленным регистрирующим органом в порядке ст. 85 НК РФ в налоговый орган, вышеуказанный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для объектов общественно-делового назначения", в связи с чем, расчет налога произведен по ставке 1,5%, установленной представительным органом местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Имеющееся решение суда от 22 декабря 2014 года N, которым взыскан земельный налог с Калгановой Н.А. по данному земельному участку за 2010 и 2011 годы с применением ставки 0,3%, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку судом проверялась законность начисления налога за иные периоды.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноборского районного суда Архангельской области от 13 января 2016 года отменить, принять новое решение.
Взыскать с Калгановой Н.А., проживающей по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу земельный налог за 2013 год в размере "данные изъяты", пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2009-2013 годы в размере "данные изъяты", всего "данные изъяты".
Взыскать с Калгановой Н.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты".
Председательствующий Н.Б. Гудушин
Судьи И.А. Пыжова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.