Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
при секретаре Казанковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 08 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Поликарповой В.А. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Поликарпова В.А. 20 апреля 2016 года обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ФКП Росреестра), Правительству Архангельской области, Министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Обществу с ограниченной ответственностью Аудиторско-консалтинговая группа "ЭКФАРД" (далее - ООО АКГ "ЭКФАРД") о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 861 072 руб. 40 коп. Установление кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога. Основанием для пересмотра кадастровой стоимости является недостоверность сведений, использованных исполнителем работ по оценке - неверное отнесение земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), неправильный расчет удельного показателя кадастровой стоимости. На земельном участке находится здание гаража, эксплуатируемое для стоянки личного автотранспорта. Просит пересмотреть кадастровую стоимость данного земельного участка исходя из фактического использования, и установить его кадастровую стоимость исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для 6 группы видов разрешенного использования (земли иного специального назначения).
В судебное заседание Поликарпова В.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительства Архангельской области, Министерства имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Общества с ограниченной ответственностью Аудиторско-консалтинговая группа "ЭКФАРД", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки не сообщили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Из отзыва Управления Росреестра на иск следует, что в 2014 году на территории Архангельской области проводились работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности, заказчиком которой с учетом положений ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" выступало Министерство имущественных отношений Архангельской области. Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп. Управление не принимало непосредственного участия в указанных работах по оценке, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на иск ООО АКГ "ЭКФАРД" указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не проводило работы по определению кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка. Данный земельный участок отсутствовал в перечне земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2014. Спорный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым N. При определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N обществом использованы достоверные сведения: категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования - для эксплуатации здания гаража на 2 бокса с административным корпусом и здания ГСМ. Земельный участок с кадастровым N отнесен к 5 группе ВРИ. У оценщика отсутствовали основания для включения данного земельного участка в 6 группу ВРИ. В соответствии с п. 2.1.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового земельного участка в составе земель промышленности пятой группы кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности второй группы на площадь земельного участка. Поскольку ООО АКГ "ЭКФАРД" при проведении кадастровой оценки учитывались характеристики, представленные Министерством имущественных отношений Архангельской области, истцом не доказан факт использования при проведении кадастровой оценки недостоверных сведений.
Согласно отзывам Правительства Архангельской области и Министерства имущественных отношений Архангельской области на иск результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп. Поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 28 апреля 2015 года, то он не вошел в перечень объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых определялась в рамках государственной кадастровой оценки земель промышленности. Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена ФКП Росреестра на основании ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222. Административным истцом не представлено доказательств использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении группы видов разрешенного использования, приведших к неправильному определению его кадастровой стоимости. Поскольку Правительство и Министерство не определяли кадастровую стоимость спорного земельного участка, они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Как следует из отзыва ФКП Росреестра на иск, спорный земельный участок поставлен на учет 28 апреля 2015 года в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым N. Постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп, вступившим в силу с 01.01.2015, утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N (преобразуемого земельного участка) установлен в размере 721,40 руб./кв.м. Руководствуясь ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, п. 2.1.17 Методических указаний N 222, орган кадастрового учета при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка не вправе использовать удельный показатель кадастровой стоимости, отличный от того, который утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп для преобразуемого земельного участка. При определении кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учета ошибок допущено не было, расчет кадастровой стоимости выполнен в соответствии с действующим законодательством. Поскольку орган кадастрового учета не участвовал в проведении государственной кадастровой оценки земель, к группе видов разрешенного использования земельный участок с кадастровым N не относил, он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Поликарпова В.А. является собственником земельного участка с кадастровым N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N.
28 апреля 2015 года спорный земельный участок на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 22 апреля 2015 года и межевого плана от 20 апреля 2015 года был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для эксплуатации здания гаража на 2 бокса с административным корпусом и здания ГСМ.
Постановлением Правительства Архангельской области N 465-пп от 18.11.2014, вступившим в силу с 01.01.2015, утверждены результаты кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области по состоянию на 01.01.2014, включающие кадастровую стоимость земельных участков в составе указанных земель и средний уровень кадастровой стоимости указанных земель по муниципальным районам (городским округам) Архангельской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., определена в соответствии с п. 7 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, в размере 5 230 150 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости по Котласскому муниципальному району для 2 группы видов разрешенного использования - 721,40 руб./кв.м).
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На основании п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
В силу п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Актом кадастровой палаты от 28 апреля 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N определена в размере 2 861 072 руб. 40 коп. ( "данные изъяты" х "данные изъяты" = 2 861 072,40, где "данные изъяты" кв.м. - площадь вновь образуемого земельного участка, "данные изъяты" руб./кв.м. - удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка).
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 248 КАС РФ.
Право определять предмет и основание заявленных требований принадлежит административному истцу.
Из административного искового заявления следует, что основанием заявленных требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в частности - неверное отнесение земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), неправильный расчет удельного показателя кадастровой стоимости.
По мнению истца, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть пересмотрена исходя из фактического его использования (для стоянки личного автотранспорта) и удельного показателя, установленного для 6 группы видов разрешенного использования (земли иного специального назначения).
Вместе с тем, при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка орган кадастрового учета, руководствуясь ч. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, п. 2.1.17 Методических указаний, обоснованно исходил из удельного показателя кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым N, который отнесен оценщиком к 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки для размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств).
Таким образом, исковое заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями о нем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Поликарповой В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Правительству Архангельской области, Министерству имущественных отношений Архангельской области, администрации муниципального образования "Котласский муниципальный район", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Обществу с ограниченной ответственностью Аудиторско-консалтинговая группа "ЭКФАРД" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.