Судья Архангельского областного суда Брагин А.А.,
рассмотрев протест прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Некрасова Д.С. на постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 02 мая 2016 года, вынесенное в отношении Копосовой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 02 мая 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя министра - начальника управления природных ресурсов и экологии министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Копосовой А.Н. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Некрасов Д.С. в протесте просит отменить постановление судьи, считая его незаконным.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, рассмотрев доводы протеста, письменные возражения Копосовой А.Н., заслушав прокурора Канаева А.И., защитника Бородина Н.С., нахожу постановление подлежащим отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению директора ООО "Транс-выбор" Полоскова А.В. по вопросу оказания на него административного давления, в ходе которой выявлены грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившиеся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции.
В результате проверки установлено, что должностным лицом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области заместителем министра - начальником управления природных ресурсов и экологии Копосовой А.В. в период исполнения обязанностей министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в ООО "Транс-выбор" необоснованно направлено два запроса (N 204-07/7949 от 12 октября 2015 года,
N 204-07/8070 от 15 октября 2015года) о предоставлении пояснений по вопросам выполнения работ по добыче и погрузке песка.
Указанные запросы подготовлены и направлены в ООО "Транс-выбор", в связи с поступившими вместе с обращением ФИО1 материалами из Управления Росприроднадзора по Архангельской области по факту безлицензионной добычи песка около реки Северная Двина в районе улицы "адрес" в городе Архангельске.
Вышеуказанные запросы содержали требования, адресованные директору ООО "Транс-выбор" ФИО2 о предоставлении сведений и документов, необходимости явки в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области для дачи объяснений. В запросах установлен срок предоставлении данной информации, а также директор ООО "Транс-выбор" предупрежден об административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за несвоевременное предоставление сведений. На данные запросы 26 октября 2015 года директором ООО "Транс-выбор" предоставлены истребуемые сведения и документы.
В действиях Копосовой А.В. прокурором усмотрено нарушение требований ст.ст. 10, 11, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", процедура проверки как внеплановой не оформлялась, представителям юридического лица соответствующие документы не направлялись.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья пришел к выводу, что запросы в адрес ООО "Транс-выбор" направлялись министерством в рамках Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и запрашиваемая информация была необходима министерству для осуществления полномочий в сфере своего ведения.
Запрос сведений у юридического лица к мероприятиям по контролю (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ) не относится.
В запросе сведений у ООО "Транс-выбор" отсутствовала информация о лицах, допустивших добычу песка, юридический адрес не указан, основания для проведении проверки и подготовки распоряжения отсутствовали.
Проверка, в смысле, придаваемом требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, министерством в отношении юридического лица не проводилась.
В силу статей 24.1, 30.6 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Вместе с тем, судья районного суда, в нарушение требований, предусмотренных ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дал надлежащей оценки содержанию запросов, направленных Копосовой А.В. в адрес общества, согласно которым у юридического лица запрошена информация о предоставлении пояснений по вопросам выполнения работ по добыче и погрузке песка, ссылаясь на положения ч. 1 ст. 10 Федерального Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" судья не учел, что данная норма не предусматривает возможность направления государственными органами и органами местного самоуправления запросов в адрес юридических лиц, при рассмотрении обращений граждан.
Таким образом, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне полно и объективно рассмотреть данное дело, в связи с чем постановление, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, подлежит отмене.
Поскольку, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело об административном правонарушении, в ходе которого подлежат исследованию все обстоятельства, имеющие значение для объективного и всестороннего рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 и ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
протест прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Некрасова Д.С. удовлетворить.
Постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 02 мая 2016 года, вынесенное в отношении Копосовой А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Ломоносовский районный суд города Архангельска на новое рассмотрение.
Судья А.А. Брагин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.