Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Ларионовой С.В., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Иваниловой В.В., Иванилова Е.В. к администрации города Ливны Орловской области о признании незаконным отказа в переустройстве квартиры и установки индивидуального отопления, обязании дать разрешение на установку индивидуального отопления,
по апелляционной жалобе администрации города Ливны Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 марта 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования Иваниловой В.В., Иванилова Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Ливны в согласовании перепланировки и переустройства квартиры "адрес", принадлежащей на праве собственности Иваниловой В.В., Иванилову Е.В. для устройства индивидуального отопления в квартире.
Обязать администрацию г. Ливны Орловской области выдать решение о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - "адрес", принадлежащей на праве собственности Иваниловой В.В., Иванилову Е.В. для устройства индивидуального отопления в квартире.
Взыскать с администрации г. Ливны Орловской области в пользу Иваниловой В.В., Иванилова Е.В. госпошлину в размере по " ... " каждому".
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., выслушав представителя администрации г. Ливны Орловской области по доверенности Фроловой Э.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Иваниловой В.В. и Иванилова Е.В., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Иванилова В.В., Иванилов Е.В. обратились в суд с иском к администрации города Ливны Орловской области о признании незаконным отказа в переустройстве квартиры и установки индивидуального отопления, обязании дать разрешение на установку индивидуального отопления.
В обоснование своих требований указывали на то, являются собственниками квартиры "адрес". На протяжении длительного времени на стенах их квартиры образовывается плесень и грибок. Для решения данной проблемы, а также в связи с иными личными потребностями ими было принято решение оборудовать автономное отопление в жилом помещении.
"дата" общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес", единогласно принято решение о разрешении провести индивидуальное отопление в квартире "адрес".
Ссылались на то, что ими подготовлена проектная документация по перепланировке квартиры и снабжению ее природным газом, связанным с автономным отоплением и установкой газового оборудования - отопительного котла " ... "; акт о техническом состоянии дымовых и вентиляционных каналов, из содержания которого следует, что дымовые и вентиляционные каналы в квартире соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ.
Также указывали на то, что Иванилова В.В. обратилась в администрацию муниципального образования г. Ливны с заявлением о переустройстве их квартиры, а также о разрешении перехода на индивидуальное отопление. Однако "дата" органом местного самоуправления в удовлетворении ее заявления отказано со ссылкой на то, что отопление жилых помещений в указанном выше многоквартирном доме обеспечивается централизовано и переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не предусмотрен схемой теплоснабжения г. Ливны.
Полагали, что существующее законодательство не исключает возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Считали, что установка отопительного настенного бытового котла " ... " в их жилом помещении допустимо. Этот котел отвечает всем требованиям, предъявляемым к данному типу оборудования, месту его установки и не нарушит теплоснабжение всего жилого дома. Существующий трубопровод центрального отопления не претерпевает изменений. В соответствии с данным обстоятельством гидравлический и тепловой режим системы центрального теплоснабжения дома N не изменится.
По изложенным основаниям, просили суд признать незаконным отказ администрации г. Ливны в согласовании переустройства квартиры "адрес", обязать ответчика дать разрешение на установку в квартире индивидуального отопления.
Определением суда от 20.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тепло Газ Прибор" (далее - ООО "Тепло Газ Прибор").
Определением суда от 03.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел архитектуры и градостроительства администрации г.Ливны.
Определением суда от 15.02.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Орел" (далее - АО "Газпром газораспределение Орел").
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ливны Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что отсутствие в ответе администрации г. Ливны Орловской области ссылки на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не меняет существа принятого администрацией решения.
Считает, что возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения. Однако схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением администрации г. Ливны от 09.12.2013 N93, отопление квартир в многоквартирном доме по месту жительства истца с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не предусмотрено.
Указывают на то, что дымовой канал в квартире истцов отсутствует, а обустройство дымоотвода на фасадной стене многоквартирного дома, как это предусмотрено проектом переустройства, запрещено.
Ссылается на то, что обжалуемый ответ администрации г. Ливны не содержит таких оснований для отказа в согласовании переустройства жилого помещения как те, что переустройство затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не соответствует строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других граждан.
Отмечает, что на демонтаж внутридомовой централизованной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальные источники тепловой энергии требуется согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, что в данном случае отсутствует.
Приводит довод о том, что на момент подачи иска в суд истцами не было получено необходимое согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на изменение общедомовой инженерной системы отопления.
В возражениях на апелляционную жалобу Иванилова В.В. и Иванилов Е.В. считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы (ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ.
В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
При этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Иваниловой В.В. и Иванилову Е.В. на праве собственности принадлежит квартира "адрес".
В соответствии с техническими данными многоквартирный дом "адрес" подключен к системе централизованного отопления.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что на протяжении ряда лет в квартире Иваниловых на стенах образуется плесень и грибок.
Иванилова В.В., начиная с "дата" неоднократно обращалась в администрацию г. Ливны с заявлением о переустройстве ее с Иваниловым Е.В. жилого помещение под индивидуальное отопление.
Письмом от "дата" N администрация г.Ливны сообщила истцам о том, что переход на индивидуальное поквартирное отопление возможен при выполнении следующих мероприятий в порядке очередности: проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома с повесткой дня: о переходе их квартиры на индивидуальное поквартирное газовое отопление с реконструкцией существующей системы тепло- и газоснабжение; представления акта ВДПО о наличии действующего герметичного обособленного дымового канала, предусмотренного проектом строительства дома; получение в МГТ " " ... "" сведений о технической возможности потребления газа на индивидуальное отопление.
"дата" произведено обследование технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в квартире истцов, по результатам которого установлено соответствие нормативным документам, технической документации вентиляционных каналов и сделан вывод о возможности их использования для удаления продуктов сгорания, а также установлено отсутствие дымовых каналов, что подтверждается актом N ( " ... ").
"дата" утверждены технические условия N на реконструкцию системы поквартирного (индивидуального) теплоснабжения жилого помещения многоквартирного жилого дома - "адрес" ( " ... ").
По заказу истца Иваниловой В.В. на основании технических условий N разработан рабочий проект (шифр N) на переустройство " ... " квартиры "адрес" под индивидуальное отопление. Проектная документация согласована с обслуживающей, теплоснабжающей организациями, а также с ОАО "Газпром газораспределение Орел" г.Ливны.
Согласно протоколу общего собрания от "дата" собственников помещений многоквартирного дома "адрес" принято решение о разрешении собственникам квартиры N провести индивидуальное отопление. Решение принято " ... " голосов, что составляет 100% от общего числа собственников помещений в жилом доме.
"дата" Иванилова В.В. вновь обратилась в администрацию г.Ливны Ливенского района Орловской области с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения в связи с переводом на индивидуальное отопление.
Письмом администрации г.Ливны Орловской области от "дата" N Иваниловой В.В. отказано в согласовании переустройства жилого помещения по адресу: "адрес", по тем основаниям, что п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, а отопление жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" с использованием индивидуальных поквартирных источников тепловой энергии схемой теплоснабжения города Ливны не предусмотрено.
Разрешая спор сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое истцами решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям ч. 2 ст. 27 ЖК РФ, которой предусмотрено, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В данном случае решение администрации г. Ливны Орловской области таким требованиям не отвечает.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что норма, на которую сослался орган местного самоуправления - п. 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном правительством Российской Федерации.
Положениями п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 предусмотрен перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
Рабочей документацией предусматривается установка в квартире истцов котла газового отопительного фирмы " ... " с закрытой камерой сгорания. Данное изделие имеет сертификат соответствия, а также разрешение к применению на территории Российской Федерации.
Отвод продуктов сгорания от котла осуществляется по одностенному дымоотводу диаметром " ... " в дымовую сэндвич-трубу из нержавеющей стали внутренним диаметром " ... " с толщиной не менее " ... ".
Из проекта также следует, что технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.
В связи с переходом квартиры истцов на индивидуальное отопление гидравлический и тепловой режим системы центрального теплоснабжения дома "адрес" не изменится, что подтверждается справкой теплоснабжающей организации - ООО "ТеплоГазПрибор", гидравлическим расчетом давления газопроводов, выполненным ООО " " ... "".
Названные обстоятельства и доказательства позволяют сделать вывод о том, что переустройство жилого помещения истцов возможно, не нарушит права и законные интересы граждан и не создаст угрозу их жизни или здоровью.
Также судом был проверен довод ответчика о том, что отказ администрации г. Ливны в согласовании переустройства является законным ввиду наличия схемы теплоснабжения г. Ливны, не предусматривающей переход на отопление жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" с использованием индивидуальных поквартирных источников тепловой энергии.
Как следует из материалов дела, истцы по вопросу установки в их квартире индивидуального отопления обращались к ответчику еще до утверждения схемы теплоснабжения г.Ливны, и ответчик полагал возможным перевод жилого помещения истцов на индивидуальное газовое отопление при представлении пакета документов, который в настоящее время представлен в материалы дела.
Из ответов администрации г.Ливны, направленных Иваниловой В.В., видно, что ответчик признавал, что теплоотдача нагревательных приборов, установленных в квартире истцов, недостаточна для поддержания нормального температурного режима, и несмотря на это, утвердил схему теплоснабжения без определения случав, при которых возможен переход индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах, чем нарушил права Иваниловых на комфортное проживание.
При таких обстоятельствах отказ администрации г.Ливны в согласовании переустройства квартиры истцов для устройства индивидуального отопления нельзя признать законным.
Судом при разрешении спора также установлено, в данном доме имеются квартиры ( N и N), отопление которых происходит с использованием индивидуальных источников тепловой энергии.
Установив изложенное, суд первой инстанции правильно применив закон, дав надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, обоснованно удовлетворил требования истцов.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие в письме районной администрации ссылки на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, не меняет существа принятого ответчиком решения, является несостоятельным и отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права.
Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы о том, что дымовой канал в квартире истцов отсутствует, а обустройство дымоотвода на фасадной стене многоквартирного дома, как это предусмотрено проектом переустройства, запрещено, поскольку СП 41-108-2004, которым предусмотрен данный запрет, предназначен для применения на добровольной основе и носит рекомендательный характер.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств по делу и иному толкованию законодательства, при этом судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, выводы суда мотивированы в решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного решения, либо влияющих на правильность постановленного судом решения судом первой инстанции при рассмотрении спора допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 10 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г Ливны Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.