Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Колтунова А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе о признании право на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Колтунова А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии, взыскании судебных расходов - удовлетворить.
Признать за Колтуновым А.А. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии Колтунову А.А. с 22.01.2016 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу Колтунова А.А. " ... " ( " ... ") рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО4, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу истца Колтунова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Колтунов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование заявленных требований указывал, что в период с 29.03.1979 по 01.02.1993 работал в " ... " в должности " ... " и " ... " " ... " сортоучастка, который располагался на территории "адрес", отнесенной законодателем к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
22.01.2016 он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении в связи с работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 02.02.2016 ему было отказано в установлении пенсии по основанию, предусмотренному статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, со ссылкой на отсутствие документального подтверждения факта его работы на загрязненной территории.
Полагая решение пенсионного органа незаконным, уточнив исковые требования в процессе судебного разбирательства, просил суд признать за ним право на назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на два года, обязать ответчика назначить и производить ему выплату пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган, то есть с 22.01.2016.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области Пальчикова И.В. в суде первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на обоснованный отказ в назначении истцу досрочной пенсии ввиду недоказанности факта его работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Указывает на недоказанность факта работы истца в спорный период на территории, отнесенной к зоне с льготным социально - экономическим статусом, и на отсутствие у него права на досрочное пенсионное обеспечением со снижением общеустановленного пенсионного возраста на два года.
Выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии с 22.01.2016, поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечаний к статье 35 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 названного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 11.07.2006 N 403-О, назначение досрочных пенсий по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Как видно из материалов дела, письмом ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области N от 03.02.2016 Колтунову А.А. было отказано в установлении пенсии со ссылкой на отсутствие документального подтверждения его работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 29.03.1979 по 01.02.1993, так как согласно учредительным документам юридический адрес организации, где работал истец: "адрес" (л.д. 27).
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Колтунов А.А. указывал, что в спорный период он фактически работал на территории совхоза " ... ", впоследствии реорганизованного в " ... ", расположенного в "адрес", что обусловливает его право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на два года. Ссылался на то, что ему в связи с работой на загрязненной территории предоставлялись дополнительные дни к отпуску, он занимался выращиванием сельскохозяйственных культур на местности, работал вместе с ФИО5, который реализовал свое право на получение досрочной пенсии по старости в судебном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы истца и установил, что Колтунов А.А. в период с 29.03.1979 по 01.02.1993 работал в должности " ... " и " ... " в " ... ", постоянно осуществляя свою трудовую деятельность на территории " ... " сортоучастка, расположенного в "адрес", т.е. на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой N от 02.12.2015 филиала " ... " (л.д. 25); Положением о филиале " ... ", согласно п. 1.11 которого структурным подразделением филиала, в числе прочих, является " ... " государственный сортоиспытательный участок, место нахождения: "адрес" (л.д. 20-22); справочником размещения и специализации государственных сортоучастков, из которого следует, что " ... " участок расположен на территории "адрес" (л.д. 13-14); справкой администрации " ... " сельского поселения от 15.11.1996, согласно которой " ... " ГСУ филиала " ... " находится в "адрес" (л.д. 26); планом электрификации "адрес", где под номером N значатся помещения сортоучастка (л.д. 38); приказом N от 30.12.1992 работодателя о предоставлении " ... " " ... " госсортоучастка Колтунову А.А. семи дополнительных календарных дней к отпуску, как работающему в зоне, загрязненной в связи с аварией на ЧАЭС (л.д. 10); ведомостями о начислении заработной платы сотрудникам " ... " за 1992 г., в соответствии с которыми Колтунову А.А. производились доплаты за работу на загрязненной территории (л.д.11-15).
Факт постоянной работы истца на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтвердил свидетель ФИО5, работавший вместе с истцом в спорный период агрономом на " ... " сортоучастке, чье право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с постоянной работой в названной выше организации признано вступившим в законную силу судебным актом.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-Р, в котором был поименован населенный пункт - "адрес".
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что Колтунов А.А. в период с 26.04.1986 по 01.02.1993 работал в организации, фактически расположенной в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении иска о признании за ним права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на два года.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для досрочного назначения истцу пенсии по старости отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что в спорный период Колтунов А.А. постоянно работал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, следовательно, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Не может служить основанием к отмене решения суда и довод жалобы ответчика о необоснованности назначения Колтунову А.А. пенсии с момента обращения за ней в пенсионный орган по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Удовлетворяя требования Колтунова А.А. и обязывая ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ему пенсию с 22.01.2016, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ему в этом было необоснованно отказано.
Таким образом, в апелляционной жалобе не приведено доказательств, опровергающих выводы суда или указывающих на нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося решения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.