Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования *** сельсовет *** района *** области Михина А.Е. на постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 сентября 2015 года N ***, решение судьи Пономаревского районного суда Оренбургской области от 02 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования *** сельсовет *** района *** области Михина А.Е.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 04 сентября 2015 года N *** глава администрации муниципального образования *** сельсовет *** района *** области (далее по тексту - администрация МО " ***") Михин А.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Пономаревского районного суда Оренбургской области от 02 ноября 2015 года постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 04 сентября 2015 года N *** оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на неё, выслушав защитника Мустафина А.С., представителя должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении Ивенину О.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, государственного инспектора Оренбургской области по охране окружающей среды П.П.Г., прихожу к следующему.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Как указано в ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Этой же статьей Закона определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ (действующего на момент совершения право) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из положений указанной нормы, обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении на основании приказа заместителя министра В.С. Белова о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 15 июля 2015 года N *** в отношении администрации МО " ***", расположенной по адресу *** область, *** район, с. ***, ул. *** в период с 03 августа 2015 года по 28 августа 2015 года проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения стандартов, нормативов и правил и иных требований в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами при осуществлении хозяйственной деятельности юридическим лицом - администрацией МО " ***".
Установлено, что для осуществления своей деятельности администрация МО " ***" арендует помещение по адресу: *** область, *** район, с. ***, ул. ***, площадью *** кв.м. на основании договора аренды нежилого помещения N *** от 01 июля 2015 года заключенного с П.М.А. Освещение используемых помещений осуществляется люминесцентными лампами с образованием в дальнейшем опасного ртутьсодержащего отхода в виде отработавших ламп - 1 класса опасности.
При осуществлении административно - хозяйственной, канцелярской деятельности образуются также отходы от офисных и бытовых помещений - 4 класса опасности, отходы бумаги из картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 5 класса опасности.
Отходы подобные ТБО администрацией МО " ***" складируются в металлический контейнер, расположенный на территории, прилегающей к административному зданию администрации.
При этом администрацией МО " ***" в нарушение ч. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ не осуществляется ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов; в нарушение ч. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в нарушение ч. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ не представлена в уполномоченный орган исполнительной власти годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении плановой выездной проверки, актом проверки и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Главой администрации МО " ***" является Михин А.Е., который обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия Михина А.Е. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
В жалобе заявитель указывает на то, что администрация МО " ***" не может нести ответственность за невыполнение требований ст. 19 Закона N 89-ФЗ в части неосуществления учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, поскольку по мнению заявителя данная норма к администрации МО " ***" применяться не вправе, так как администрация МО " ***" не осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
Данный довод нельзя признать состоятельным.
Субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Органы местного самоуправления могут выступать как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Оценив представленные в материалах дела доказательства образования в процессе осуществления административно - хозяйственной и канцелярской деятельности администрации МО " ***" отходов: расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которым администрацией в первом и втором кварталах 2015 года размещено по *** т. канцелярских отходов 4 класса опасности; показания государственного инспектора Оренбургской области по охране окружающей среды П.П.Г. о том, что в ходе визуального осмотра помещений в урнах, находящихся в кабинетах, установлено нахождение канцелярского мусора, которые впоследствии складируются на прилегающей к здании территории; объяснения М.С.А. о том, что отходы от канцелярской деятельности МО " ***" помещаются в контейнер, находящийся на прилегающей к зданию администрации территории; договор на вывоз мусора, прихожу к вывод у о том, что администрация МО " ***" осуществляет деятельность по обращению с отходами (накопление - временное складирование), а поскольку администрация МО " ***" не ведет учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученных от других лиц, а так же размещенных отходов; не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не представлена в уполномоченный орган исполнительной власти годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП прихожу к выводу о том, что такая деятельность осуществляется с нарушением Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Доказательств того, что с момента образования отходов право собственности на них перешло от администрации МО " ***" к иному лицу, в материалах дела не имеется.
Представленные в суд второй инстанции договоры аренды нежилых помещений, заключенные между администрацией МО " ***" и П.М.А. подтверждают лишь факт возложения обязанности по оплате коммунальных услуг в том числе по оплате услуг по вывозу отходов, на арендодателя П.М.А. и не опровергают выводы судьи о наличии в действиях Михина А.Е. состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела должностным лицом, жалобы на постановление судьей районного суда неустранимых сомнений в виновности главы администрации МО " ***" Михина А.Е. не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Михина А.Е. допущено не было.
При таких обстоятельствах следует признать, что настоящая жалоба не содержит доводов, которые могли повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу решений. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении и решении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Михина А.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Михину А.Е. в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04 сентября 2015 года N *** и решение судьи Пономаревского районного суда Оренбургской области от 02 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования *** сельсовет *** района *** области Михина А.Е. оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Новоженина О.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.