Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Ившиной Т.В., Морозовой Л.В.,
при секретаре Макарейкиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Солонюк Н.А. на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 24 декабря 2015 года по исковому заявлению Солонюк Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ясном Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснение Солонюк Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
Солонюк Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ясном Оренбургской области (далее по тексту УПФР в г. Ясном Оренбургской области), в обоснование которого указала, что (дата) она обратилась в УПФР в г. Ясном Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года. Решением начальника УПФР в г. Ясном Оренбургской области от (дата) в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. Данное решение считает незаконным. Полагает, что ответчиком необоснованно не включены следующие периоды работы: с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения КАГОК " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АООТ КАГОК " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АО " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работа в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АО " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АО " ***. Отказ мотивирован тем, что санаторий-профилакторий " ***" является обособленным подразделением КАГОК, АООТ КАГОК, АО, не относится к государственным и муниципальным учреждением. По мнению истца, форма собственности не может служить основанием для дифференциации условий назначения пенсии. Также не включены периоды прохождения военной службы в рядах Советской армии с (дата) по (дата) ( ***); с (дата) по (дата) ( ***). Истец указывает, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данные периоды подлежат включению в страховой стаж наравне с периодами работы, которые предусмотрены ст. 10 указанного Федерального закона. Просит признать вышеуказанное решение ответчика незаконным, обязать включить спорные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с (дата).
Определением суда от 03 декабря 2015 года производство по делу прекращено в части исковых требований Солонюк Н.А. к УПФР в г. Ясном Оренбургской области о включении в специальный стаж периода работы с (дата) по (дата) в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения КАГОК " ***" в связи с отказом от иска в этой части.
Истец Солонюк Н.А. и ее представитель адвокат Батыргалиев Т.Т. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г. Ясном Оренбургской области Пенькова Е.П., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 24 декабря 2015 года исковые требования Солонюк Н.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Ясном Оренбургской области от (дата) в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы Солонюк Н.А. с (дата) по (дата) в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АООТ КАГОК " ***". Включил в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" период работы Солонюк Н.А. с (дата) по (дата) в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АООТ КАГОК " ***". В остальной части в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Солонюк Н.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено, что Солонюк Н.А. (дата) обратилась в УПФР в г. Ясном Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Решением начальника УПФР в г. Ясном Оренбургской области от (дата) в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа.
По представленным документам требуемая продолжительность стажа составила ***.
При этом, в специальный стаж не были зачтены периоды прохождения военной службы в рядах Советской армии с (дата) по (дата) ( ***), с (дата) по (дата) год ( ***); периоды работы с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения КАГОК " ***"; с (дата) по (дата) ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АООТ КАГОК " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АО " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работа в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АО " ***"; с (дата) по (дата) ( ***) работы в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***" обособленного подразделения АО " ***.
Удовлетворяя требования в части включения периодов работы Солонюк Н.А. с (дата) по (дата) в должности медицинской сестры санатория-профилактория " ***", суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа пенсионного органа во включении данного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".Поскольку в указанной части принятое судом решение ответчиком решение суда не обжалуется, судебная коллегия в соответствии с ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой Солонюк Н.А. части.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж остальных периодов работы истца в санатории-профилактории " ***", суд первой инстанции исходил из того, что с 01 ноября 1999 года законодателем определено включение в льготный стаж медицинской деятельности работы в санаториях определенного профиля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).
В соответствии с п. 1 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком. При этом, перечень учреждений, предусмотренных указанным Списком, является исчерпывающим и, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с разделом "Наименование учреждений" Списка от 1999 года к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения различных видов (больницы, поликлиники, диспансеры и др.), в том числе санаторно-курортные учреждения. При этом предусмотрены только специализированные санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка).
Исходя из приведенных норм права, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют только лица, работающие в санаториях (курортах), предназначенных для лечения определенных Списком заболеваний, т.е. работающие в санаториях (курортах), определенного профиля.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих, что санаторием-профилакторием " ***" в спорные периоды осуществлялось лечение по профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 года N 1066 и Списка от 29 октября 2002 года N 781, в связи с чем, отказал в зачете в специальный стаж периодов работы истца с 01 ноября 1999 года по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) в должности медицинской сестры санатория.
Согласно имеющимся в деле лицензиям АО " ***", после переименования АО " ***", структурным подразделением которого является санаторий-профилакторий " ***", в приложениях к ним не указаны направления деятельности специализированных санаториев, предусмотренные Списками.
В соответствии с Положением о санатории-профилактории " ***", утвержденным (дата), основной задачей санатория является содержание и укрепление здоровья работающих, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда. В санаторий-профилакторий не направляются и не принимаются лица, нуждающиеся в специализированном стационарном лечении, требующие постоянного постороннего ухода, больные с инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями, туберкулезом.
Из Положения о структурном подразделении ОАО " ***" санатории-профилактории " ***", утвержденного (дата), следует, что целью создания санатория является сохранение и укрепление здоровья работников Общества, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда; осуществления доврачебной медицинской помощи (предрейсовые и послерейсовые осмотры); оказания медицинских услуг населению. Деятельность данного санатория-профилактория предусматривает укрепление здоровья работников комбината, жителей города и района, а также всех нуждающихся в медицинской помощи, формирование у них навыков здорового образа жизни, разумное сочетание работы и отдыха, лечения, рационального питания, предупреждение и профилактика различных заболеваний. Оказание квалифицированной помощи при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии, лечебной физкультуре, спортивной медицине, организации сестринского дела, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, стоматологии, физиотерапии, медицинским осмотрам; санаторно-курортной помощи по контролю качества медицинской помощи, общественному здоровью и организации здравоохранения, педиатрии, терапии, физиотерапии.
Из представленных доказательств нельзя сделать вывод о том, что санаторий-профилакторий " ***" является специализированным и осуществляет в установленном законом порядке лицензированную деятельность по лечению больных туберкулезом, больных с последствиями полиомиелита; гематологических больных; больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; больных ревматизмом; психоневрологических больных.
Таким образом, санаторий, где работала истец, не является одним из специализированных по профилю санаториев, поименованных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
При этом доводы апелляционной жалобы о нахождении на лечении в санатории больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, оснований для иной оценки спорных периодов не дают, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о профильности санатория, поскольку из материалов дела, пояснений самой Солонюк Н.А. следует, что наряду с указанной категорией лиц лечение проходили и другие категории больных: с болезнями желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и другие.
Что касается зачета в специальный стаж периода службы в рядах Советской армии с (дата) по (дата); с (дата) по (дата), то суд также обоснованно отказал в удовлетворении требований в указанной части.
В спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Согласно п. 4 "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Солонюк Н.А. с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, также не имеется оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, оснований для зачета в стаж периодов службы в армии не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что УПФР в г. Ясном Оренбургской области обоснованно отказано истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого законом медицинского стажа.
Доводы апелляционной жалобы Солонюк Н.А. о незаконности решении суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку судом исследованы все обстоятельства по делу, им дана юридическая оценка.
Суждения суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены исследованными по делу доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
определила:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солонюк Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.