Председатель Новгородского областного суда Самылина И.Н., рассмотрев жалобу " ... " " ... " ФИО11 на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2015 года, которым оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка N36 Новгородского судебного района Новгородской области от 15 мая 2015 года о привлечении
" ... "", юридический адрес: " ... ", " ... ",
к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
24 марта 2015 года " ... " прокурора Великого Новгорода в отношении " ... " вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N36 Новгородского судебного района Новгородской области от 15 мая 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2015 года, " ... " привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе " ... " ФИО12 выражает несогласие с постановлением и решением судей, просит их отменить; указывает, что вынесение постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях было в отсутствие законного представителя " ... ", отмечает, что перечень законных представителей юридического лица является закрытым, а поэтому представитель юридического лица, действующий на основании общей доверенности, таковым не является, в связи с чем его присутствие не может рассматриваться, как извещение законного представителя " ... "; уведомление о явке для вынесения постановлений в адрес юридического лица не направлялось; материалы дела не содержат документального подтверждения о надлежащем извещении законного представителя о вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях; считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процессуальных требований " ... ".
Проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В силу ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Из материалов дела следует, что в период с 10 час. 30 мин. 18 февраля 2015 года по 12 час. 30 мин. 18 февраля 2015 года прокуратурой г. Великого Новгорода с привлечением специалиста отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Новгородской области ФИО13 была проведена плановая проверка " ... " - " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
В ходе проверки были выявлены нарушения требований правил и норм по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- в нарушение ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" структурой плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не предусмотрено проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не спланированы и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях, не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- в нарушение п.п. "а" п.28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N794, не проводятся мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения;
- в нарушение п.п. "г" п. 2, п.п. "д" п.4, п.п. "б" п.6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N547, руководитель " ... " не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; председатель " ... " не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- в нарушение п.9 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года N547, не спланированы и не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб, продолжительностью 8 час. 1 раз в 3 года;
- представленный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный 30 ноября 2014 года, не соответствует установленной структуре плана, отсутствуют обязательные приложения. Представленным на проверке планом не предусмотрены объем, сроки и порядок выполнения мероприятий по предупреждению или снижению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также не определен порядок привлечения сил и средств;
- не разработан паспорт безопасности опасного объекта ( " ... ") и несогласован с начальником ГУ МЧС России по Новгородской области в соответствии с п.п. 4, 7 приказа МЧС России от 04 ноября 2004 года N 506;
- в нарушение п.9 приказа МЧС России от 19 января 2004 года N19 не все члены " ... " и " ... " прошли переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- в нарушение п.9 Положения об организации обеспечения населения
средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N993, отсутствуют дополнительные патроны к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ из расчета на 40% от их общей численности;
- в нарушение п.п. 2, 4, 6 Постановления Правительства РФ от 27 апреля 2000 года N379, п.9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N 993, не обеспечено накопление медицинских средств индивидуальной защиты на 30% от общей численности работников.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении " ... " по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Также по результатам проверки было выявлено невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:
- в нарушение п.5 Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 года N804, план гражданской обороны не заполнен, отсутствуют все численные значения определяющие объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в нарушение п.4 Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 года N804 не утвержден порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны;
- в нарушение абз.4 п.4, п.п.6, 8, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года N993, не все работники обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания ( " ... ");
- в нарушение абз.5 п.16.4 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года N687 не разработан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам в установленные сроки;
- в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона от 21 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне" не создано нештатное аварийно-спасательное формирование;
- в нарушение п.п.4, 6 приказа МЧС России от 23 декабря 2005 года N999 не организовано обучение личного состава нештатного аварийно-спасательного формирования;
- в нарушение ч.1 ст.12 Федерального закона от 22 августа 1995 года N151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" нештатное аварийно-спасательное формирование не аттестовано;
- в нарушение ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне", абз.3 п.16.3, п.16.13 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года N687 не проводятся мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организации в военное время: не разработан и не согласован с органами местного самоуправления план размещения работников и членов их семей в загородной зоне; отсутствует ордер на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) в загородной зоне;
- в нарушение п.16 приказа МЧС России от 13 ноября 2006 года N646 председатель комиссии по устойчивости не прошел переподготовку или повышение квалификации в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- в нарушение абз.2 п.4 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года N687 план основных мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций на текущий год не согласован в установленном порядке.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении " ... " по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Таким образом, по результатам проведенной проверки 24 марта 2015 года " ... " прокурора г. Великого Новгорода ФИО14 в отношении " ... " были вынесены постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Мировой судья, рассматривая дело, установил, что на момент проведения проверки не были допущены следующие нарушения:
- план гражданской обороны был разработан и утвержден " ... " и начальником ГУ МЧС России по Новгородской области 20 ноября 2013 года;
- 30 ноября 2014 года утвержден план по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера " ... ";
- председатель " ... " ФИО15 в период с 14 октября 2013 года по 18 октября 2013 года прошел обучение в ГБОУ "Учебно-методический центр гражданской защиты и пожарной безопасности Новгородской области";
- председатель " ... " ФИО16 в период с 26 ноября 2013 года по 28 ноября 2013 года прошел обучение в ГБОУ "Учебно-методический центр гражданской защиты и пожарной безопасности Новгородской области";
- в 2013 году проводились совместные учения с " ... " а также имеется план совместных мероприятий на 2015 год;
- паспорта безопасности опасных объектов: " ... " - " ... " были утверждены 10 ноября 2014 года;
- имеется ордер на занятие жилых и нежилых помещений для размещения в загородной зоне " ... ",
В связи с чем мировой судья исключил нарушения в вышеизложенной части как не нашедшие своего подтверждения.
В дальнейшем, мировой судья, установив невыполнение " ... " иных требований законодательства Российской Федерации в области нарушения требований правил и норм по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской обороны признав имеющиеся в деле доказательства относимыми, допустимыми и в своей совокупности достаточными, признал " ... " виновным в совершении административного правонарушении по ч.1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела в порядке пересмотра судья районного суда не усмотрел каких-либо нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении в отношении " ... ", и постановление мирового судьи о привлечении последнего к административной ответственности оставил без изменения.
В то же время факт невыполнения " ... " иных требований законодательства Российской Федерации в области нарушения требований правил и норм по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также гражданской обороны, перечисленные в постановлении мирового судьи и решении судьи районного суда нашли свое подтверждение в ходе производства по настоящему делу.
Вместе с тем, доводы жалобы, касающиеся ненадлежащего извещения законного представителя " ... ", а также принятие постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях прокуратурой г. Великого Новгорода без его участия, заслуживают внимания.
В силу с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить законного представителя юридического лица о времени и составления протокола.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В рассматриваемом случае, в материалах дела отсутсвуют сведения о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте совершения процессуальных действий в отношении юридического лица.
В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения " ... ": " ... ".
Уведомление на имя руководителя " ... "", в котором содержалась информация о необходимости явиться в прокуратуру г. Великого Новгорода для решения вопроса о возбуждении в отношении " ... " дел об административных правонарушениях было направлено по адресу: " ... ".
В Едином государственном реестре юридических лиц у " ... " не зарегистрирован филиал с адресом: " ... ".
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие факт надлежащего уведомления законного представителя " ... " о месте и времени вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Таким образом, прокурор не создал необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав юридического лица, что повлекло нарушение права на судебную защиту.
Мировой судья не устранил допущенные нарушения, так же направил извещение о времени и месте рассмотрения дела для законного представителя юридического лица по адресу: " ... ".
Приведенные обстоятельства не были приняты во внимание судьей районного суда.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок привлечения лица к административной ответственности был нарушен, поскольку законный представитель " ... " не был извещен надлежащим образом о вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 36 Новгородского судебного района Новгородской области от 15 мая 2015 и решение судьи Новгородского районного суда от 10 августа 2015 года, принятые в отношении " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Новгородском областном суде жалобы директора " ... " ФИО17 срок давности привлечения " ... " к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.17 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.17 - 30.19 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу " ... " ФИО18 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 36 Новгородского судебного района Новгородской области от 15 мая 2015 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 10 августа 2015 года в отношении " ... " отменить.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу прекратить.
Председатель
Новгородского областного суда И.Н. Самылина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.