Судья Новгородского областного суда Новгородской области Комаровская Е.И. (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1), рассмотрев в порядке пересмотра жалобу акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" на постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2016 года, которым
Акционерное общество "Боровичский комбинат огнеупоров" (далее - АО "Боровичский комбинат огнеупоров", Общество), юридический адрес " ... ", ИНН " ... ", КПП " ... " " ... ", генеральный директор М.,
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере ста тысяч рублей,
установил:
26 февраля 2016 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Новгородской области К. в отношении АО "Боровичский комбинат огнеупоров" (далее - Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, согласно которому 26 февраля 2016 года установлен факт несоблюдения Обществом экологических требований при обращении с отходами производства и потребления при осуществлении им ввоза на территорию Российской Федерации (осуществлено трансграничное перемещение) отхода золы рисовой шелухи, относящейся согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 к коду ТН ВЭД ТС 2621, и подпадающей под действие Правил транспортного перемещения отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 N 442 "О транспортном перемещении отходов" (далее - Постановление N 442), без разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (без разрешения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов).
Определением вышеназванного должностного лица от 29 февраля 2016 года материалы дела об административном правонарушении в отношении АО "Боровичский комбинат огнеупоров" переданы для рассмотрения в Боровичский районный суд Новгородской области, по результатам рассмотрения которого судьей вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной на данное постановление, Общество, ссылаясь на отсутствие событие административного правонарушения, ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность получения Обществом разрешения Росприроднадзора на транграничное перемещение золы от шелухи рисовой.
В судебном заседании защитник Общества Ф. доводы жалобы поддержал по мотивам, в ней изложенным.
Должностное лицо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области (далее - Управление) К. возражала против удовлетворения жалобы Общества.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, заслушав объяснения защитника Общества Ф., должностного лица Управления, оснований для отмены вынесенного по делу постановления не усматриваю.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.
Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе при транграничном их перемещении, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Под траграничным перемещением отходов согласно статье 1 Закона об отходах производства понимается перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее двух государств.
Согласно части 3 статьи 17 Закона об отходах производства порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данной нормы, вытекающей из Базельской конвенции о контроле за транграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17 июля 2003 года N442 "О транграничном перемещении отходов" (далее - Постановление N442), которым утверждены Правила транграничного перемещения отходов (далее - Правила трансграничного перемещения, Правила).
Согласно пункту 6 данных Правил ввоз (транзит) отходов согласно приложению N2 на территорию (по территории) Российской Федерации запрещается, а вывоз таких отходов с ее территории осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов.
К числу отходов, указанных в приложении N2 к Правилам отнесены, в частности, шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль), относящиеся к коду вида отхода по ТН ВЭД 2621.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии N54 от 16 июля 2012 года "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" в позицию 2621 - шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп); зола и остатки от сжигания отходов городского хозяйства включены: с кодом 2621 10000 0 - зола и остатки от сжигания отходов городского хозяйства; с кодом 2621 90000 0 - прочие.
В соответствии с Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 апреля 2013 года N4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза" зола из шелухи рисовой включена в товарную группу с кодом ТН ВЭД ТС 2621 (Том I. Разделы I-VI. Группы 01-28 пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Согласно материалам дела, 17 июля 2015 года на основании контракта N.I/2015 от 02 марта 2015 года, заключенного с фирмой "SRI SAINATN INDUSTRY PVT.LTD" (Индия), Обществом осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации (трансграничное перемещение) золы от сжигания лузги рисовой, имеющей код ТН ВЭД ТС 26219000000.
Согласно справке фирмы "SRI SAINATN INDUSTRY PVT.LTD" (Индия) от 04 декабря 2015 года данная зола получена в результате однократного процесса горения рисовой шелухи (основного материала для производства исходной продукции) в инжекционной печи с естественным притоком воздуха.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 26 февраля 2016 года, составленного должностным лицом Управления в отношении Общества, среди допущенных Обществом нарушений требований действующего законодательства об отходах производства указано на нарушение пункта 6 Правил траграничного перемещения отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N442, отсылающего к приложению N2 к Правилам.
Из пояснений представителя Управления в судебном заседании установлено, что ввозимая Обществом на территорию Российской Федерации зола относится к группе 2621 - шлаки и золы из установок по сжиганию отходов (включая летучие золы и пыль), предусмотренные приложением N2 к Правилам транграничного перемещения отходов.
Исходя из наименования ввозимых Обществом отходов (зола от шелухи рисовой) и процесса их получения (в результате горения в инжекционной печи), перемещение данных отходов, исходя из анализа приведенных выше норм, подпадает под Правила транграничного перемещения отходов, обязанность выполнения которых возложена на Общество как субъекта хозяйственной деятельности, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами (утилизацию).
Факт ввоза Обществом на территорию Российской Федерации золы рисовой шелухи, полученной из установок по сжиганию отходов, подтверждается в числе прочих: протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2016 года, копией транспортной накладной, копией подтверждения о прибытии транспортного средства, копией счета-фактуры N661 от 17 июля 2015 года, копией акта выполненных работ N661 от 17 июля 2015 года, копией контракта (договора) на транспортно-экспедиторское обслуживание N2013/01 от 09 апреля 2013 года, заявлением Общества в Росприроднадзор от 30 декабря 2015 года.
Установив факт ввоза Обществом на территорию Российской Федерации отходов, предусмотренных приложением N2 к Правилам транграничного перемещения отходов, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о несоблюдении Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При этом неточное описание должностным лицом Управления в протоколе об административном правонарушении объективной стороны совершенного Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не свидетельствует об отсутствии события указанного административного правонарушения, а потому основанием для отмены вынесенного в отношении Общества постановления по делу об административном правонарушении служить не может.
Доводы Общества относительно того, что зола от сжигания шелухи рисовой в качестве отхода с кодом 6 11910 02 49 5 была включена в федеральный Классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Приказ Росприроднадзора от 28 апреля 2015 года N360) уже после заключения Обществом контракта с фирмой "SRI SAINATN INDUSTRY PVT.LTD" (Индия) и отправки груза, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное не свидетельствует о том, что ранее данный вид отходов не признавался таковым и не подпадал под действие Правил транграничного перемещения отходов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, оснований для отмены постановления не усматриваю.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу Акционерного общества "Боровичский комбинат огнеупоров" - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Новгородского
областного суда Е.И. Комаровская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.