Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Болонкиной И.В., Ворониной М.В.,
при секретаре Стакиной Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой И.Л. на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 25 января 2016 года, которым в удовлетворении иска Соловьевой И.Л. к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Костромской области, Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконными действиями государственного органа, отказано.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Костромской области Федулова М.С., судебная коллегия
установила:
Соловьева И.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском. Свои требования мотивировала тем, что при рассмотрении гражданского дела по заявлению Шоблинскис Э.В. о взыскании судебных расходов она представляла интересы Шоблинскис Э.В., на основании заключенного между Шоблинскис Э.В. и ООО "Север" договора. Представителем Межрайонной инспекцией ФНС РФ N 3 по Костромской области был предоставлен суду отзыв, в котором в числе доводов по сумме судебных расходов со ссылкой на справку 2-НДФЛ были указаны ее доходы как физического лица за 2014 год, вследствие чего была распространена информация, составляющая налоговую тайну. Передача сведений о полученной ею сумме годового дохода неопределенному кругу лиц через судебное определение свидетельствует о неправомерности действий ответчика. Считает, что фактически имело место разглашение информации о ее личной, семейной жизни, охраняемой в режиме налоговой тайны, что является нарушением закона. Данные обстоятельства повлекли для нее нравственные страдания, выраженные в постоянном беспокойстве за себя, в нарушении неприкосновенности частной жизни, личной и семенной тайны, право на которое гарантировано ст. 23 Конституции РФ. Ссылаясь на ст.ст. 1069, 151, 1099 ГК РФ, ст.ст. 21,35,102 НК РФ, просит взыскать с ФНС России за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Соловьева И.Н., повторяя доводы искового заявления, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В возражениях руководитель Управления Федерального казначейства по Костромской области Ложников М.М. просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу Соловьевой И.Л. без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Костромской области Федулов М.С. считал решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, дела N по заявлению, Шоблинскис Э.В. о взыскании судебных расходов с Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Костромской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Межрайонная ИФНС России N 3 по Костромской области обратилась в суд с иском к Шоблинскис Э.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.
Для защиты своих интересов Шоблинскис Э.В. заключил договор с ООО "Север" на оказание юридической помощи, от имени которого в суде при рассмотрении указанного гражданского дела выступала Соловьева И.Л.
Решением Мантуровского районного суда Костромской области от 09 июля 2015 года в
удовлетворении иска было отказано.
Выиграв дело, Шоблинскис Э.В. обратился в суд с заявлением о взыскании с Межрайонной ИФНС России N 3 по Костромской области расходов на оплату услуг представителя в размере 7000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ на данное заявление представитель Межрайонной ИФНС России N 3 по Костромской области направил в суд отзыв, в котором, оценивая разумность расходов Шоблинскис Э.В. на оплату услуг представителя, в числе прочего, привел сведения о доходах Соловьевой И.Л. в ООО "Север" из имеющейся у них ее справки 2-НДФЛ.
Эти же сведения были озвучены им в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ.
Соловьева И.Л., считая данные действия налогового органа, выраженные в разглашении неопределенному кругу лиц сведений о ее доходах, составляющих налоговую тайну, ДД.ММ.ГГГГ предъявила настоящий иск.
Разрешая спор и отказывая Соловьевой И.Л. в иске, суд исходил из отсутствия достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам истицы, а также из отсутствия незаконности действий ответчика и причинно-следственной связи между указанными действиями и имеющимся моральным вредом.
При этом суд указал, что сведения в адресованном суду отзыве о размере доходов Соловьевой И.Л. сами по себе не могут являться основанием для возмещения вреда по правилам ст. 1069 ГК РФ, поскольку налоговый орган, как сторона в гражданском процессе, действовал в пределах своих полномочий и в установленном порядке представил суду отзыв на заявление Шоблинскис Э.В., в котором изложил собственный расчет подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя.
Однако судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может.
Согласно пункту 3 статьи 35 НК РФ за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как видно по делу, истица связывает причинение ей морального вреда с незаконными действиями ответчика по разглашению сведений о ее доходах, являющихся налоговой тайной.
А потому применительно к рассматриваемым правоотношениям, взыскание компенсации морального вреда может иметь место при доказанности противоправности действий и нарушения налоговым органом личных неимущественных прав истицы, посягательства на принадлежащие ей другие нематериальные блага.
В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
6) предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
7) о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
8) предоставляемых органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.
2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну(секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
2.1. Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.
3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
5. Положения настоящей статьи в части определения состава сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, запрета на разглашение указанных сведений, требований к специальному режиму хранения и доступа к указанным сведениям, а также ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, либо разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, полученные организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.
6. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, поступившие в государственные органы, органы местного самоуправления или организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, органах местного самоуправления или организациях, в которые такие сведения поступили в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов, органов местного самоуправления или организаций.
7. Положения настоящей статьи в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение таких сведений распространяются на сведения о размере и об источниках доходов работников (их супругов и несовершеннолетних детей) организаций с государственным участием, поступившие в государственные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Доступ к указанным в настоящем пункте сведениям, составляющим налоговую тайну, в государственных органах, в которые такие сведения поступили в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих государственных органов.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.
Согласно ч. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 настоящего Кодекса.
Как указал КС РФ в Определении от 30 сентября 2004 года N 317-О специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Анализ вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что правовой режим налоговой тайны предполагает запрет на ее разглашение органами, которые в соответствие с законом имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, и эти сведения могут быть переданы или обнародованы иным государственным органам только в порядке, установленном самим Налоговым кодексом РФ или иным федеральным законом. При этом эти сведения предназначены только для использования налоговыми органами и только для целей налогового контроля. Использование их в иных целях недопустимо.
Однако из материалов дела следует, что сведения о доходах Соловьевой И.Л., являющиеся налоговой тайной, в нарушение вышеуказанных норм по собственной инициативе и в собственных интересах были сообщены представителем Межрайонной ИФНС России N 3 по Костромской области, в отзыве на заявление, адресованном суду, и озвучены в судебном заседании. Вследствие чего данная информация стала доступной для участников процесса и иных лиц.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований считать, что налоговый орган, как сторона в гражданском процессе, действовал в пределах своих полномочий, поскольку в данном случае в силу прямого указания закона был нарушен запрет на использование сведений, составляющих налоговую тайну, что свидетельствует о незаконности действий налогового органа.
А поскольку разглашение сведений о доходах гражданина нарушает его личную тайну, что свидетельствует о нарушении нематериальных благ истицы, и при этом установлена незаконность действий налогового органа, его вина, то у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
В этой связи решение суда подлежит отмене.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда является завышенным.
Согласно абзацу 2 статьи 151 и пункту 2 статьи 1101 ГК РФ степень физических и нравственных страданий, от которых зависит размер компенсации морального вреда, в каждом конкретном случае определяется судом в зависимости о степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Судебная коллегия при определении размера денежной компенсации морального вреда принимает во внимание все фактические обстоятельства дела, характер нравственных страданий, причиненных истице, требования разумности и справедливости и определяет размер компенсации морального вреда в 5000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований истице должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мантуровского районного суда Костромской области от 25 января 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Соловьевой И.Л. удовлетворить частично.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице главного распорядителя Федеральной налоговой службы России в пользу Соловьевой И.Л. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Исполнение решения производить за счет средств федерального бюджета.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.