Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Койпиш В.В.
Щукиной Л.В.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Региональному отделению Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц
по апелляционной жалобе Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области
на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 февраля 2016 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Региональному отделению Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области о признании регионального объединения прекратившим свою деятельность и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Региональное отделение Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Исключить сведения о Региональном отделении Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Регионального отделения Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области государственную пошлину в доход бюджета в размере *** рублей".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения председателя Регионального отделения Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области Габриелян С.М. и представителя по доверенности Казорину Л.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональному отделению Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного искового заявления указано, что _ _ 2009 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области зарегистрировано Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области (далее региональное отделение "Союз Армян России", общественная организация).
_ _ 2009 года Управлением Федеральной налоговой службы по Мурманской области в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись о создании общественной организации.
_ _ 2009 года уполномоченному лицу общественной организации вручена памятка о необходимости представления ежегодной отчетности.
Однако в нарушение Федерального закона от 19.05.1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" административный ответчик не представил в уполномоченный орган отчеты по форме ОН0003 за 2012, 2013, и 2014 года; информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности с 2012 года; сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
_ _ 2014 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ( далее- Управление Минюста по Мурманской области) в адрес регионального отделения "Союз Армян России" вынесено предупреждение о непредставлении отчетов по форме ОН0003 за 2012 и 2013 годы и информации (уведомления) о продолжении своей деятельности в 2013 году и 2014 году с одновременным требованием в срок до _ _ 2015 года представить в Управление Минюста в Мурманской области данные документы.
Данное предупреждение не обжаловалось, и в установленный срок требования не были выполнены.
_ _ 2015 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном часть. 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка N * Октябрьского судебного района г. Мурманска Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложен административный штраф в размере *** рублей.
_ _ 2015 года Управлением Минюста по Мурманской области в адрес регионального отделения "Союз Армян России" было вынесено предупреждение с требованием в срок до 30 сентября 20015 года представить отчет по форме ОН0003 за 2014 год и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в 2015 г.
В установленный срок требование не было выполнено. Общественная организация продолжает нарушать действующее законодательство.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных организациях", административный истец просил суд признать Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором требования поддержал в полном объеме, дополнительно указав на частичное устранение административным ответчиком выявленных нарушений законодательства в части предоставления отчетов о деятельности.
Представитель административного ответчика Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области в судебное заседание Габриелян С.М. в судебном заседании, не оспаривая нарушения законодательства со стороны регионального отделения, указал на их устранение и представление требуемых документов.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель Регионального отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить и производство по делу прекратить.
Приводит доводы о том, что Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области непрерывно ведет свою деятельность с _ _ 2009 года и в необходимые сроки сдает отчеты в фонд социального страхования, пенсионный фонд России, налоговый орган и органы статистики.
Отмечает, что отчеты по форме ОН003 за 2012, 2013, 2014 годы не предусмотрены для некоммерческих общественных организаций. Однако региональное отделение предоставило _ _ 2015 года отчеты об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН003.
Указывает, что предупреждение от _ _ .2014, вынесенное в адрес организации, в вышестоящий орган или суд ими не обжаловалось так как, они не давали правовой оценки законности этого предупреждения, и в связи с пропуском срока на его обжалование оплатили _ _ 2015 года штраф в размере *** рублей.
Считает, что незначительные упущения, допущенные организацией, не должны повлечь, такие крайние последствия, как прекращение ее деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области Свиридовская Е.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В суд поступило заявление административного истца о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку его неявка, в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным истолкованием закона и неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области устранило выявленные нарушения законодательства только частично и продолжает нарушать закон. Поэтому учитывая характер допущенных нарушений, отсутствие деятельности юридического лица имеются основания для признания организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда и находит его ошибочным и постановленным в связи с неправильным истолкованием закона, что не позволило суду первой инстанции правильно установить обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Согласно ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Как установлено статьей 8 Федерального закона N 82-ФЗ, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций", Постановлением Правительства Российской Федерации N 212 от 15.04.2006, общественное объединения представляют в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003 (об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании).
Согласно статье 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" зарегистрировано решением Управления Министерства юстиции РФ по Мурманской области от _ _ 2009 года, о чем _ _ 2009 года внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц ОГРН N *. Местонахождение постоянно действующего исполнительного органа определено по адресу: город Мурманск, ул. ... , дом *, квартира *.
_ _ 2009 года уполномоченному лицу Регионального отделения Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области вручена памятка о необходимости представления ежегодной отчетности в установленный срок (л.д.39-40).
В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью организации регистрирующим органом было установлено, что Региональное отделение Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области не представила информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003, за 2012, 2013 года; не проинформировала о продолжении своей деятельности в 2013, 2014 годах, с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
_ _ 2014 года Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Регионального отделения Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, с указанием допущенных нарушений и срока их устранения (л.д. 41-43).
В установленный срок требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области Региональным отделением Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области выполнены не были.
Постановлением мирового судьи судебного участка N * Октябрьского судебного района г. Мурманска от _ _ 2015 года Региональное отделение Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства) с наложением административного штрафа в размере *** рублей.
Административный штраф уплачен _ _ 2015 года ( л.д. 188).
_ _ 2015 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Регионального отделения Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области направило повторное предупреждение с указанием допущенных аналогичных нарушений и срока их устранения, а также непредставления отчета по форме ОН0003 за 2014 год и информацию (уведомление) о продолжении деятельности в 2015 году (л.д. 57-60).
_ _ 2015 года отчеты об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН003 за 2012, 2013, 2014 годы и уведомления о продолжении деятельности общественного объединения в 2012, 2013, 2014 годах( л.д. 130-141; 201-203).
Факт допущенных нарушений административным истцом не оспаривался. Также административным истцом был подтвержден факт частичного устранения допущенных нарушений.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, судебная коллегия полагает, что Региональным отделением Общероссийской организации "Союз Армян России" в Мурманской области были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности общественного объединения, которые нельзя признать неоднократными и грубыми нарушениями закона.
Выявленные нарушения в деятельности регионального отделения в основном носят устранимый характер, и общественная организация предприняла необходимые и возможные меры для исправления нарушений, представив документы за прошлое периоды о своей деятельности и требуемые отчеты.
Административным истцом предприняты меры к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует о намерении устранить нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
Кроме того, из материалов дела видно, что указанная общественная организация фактически ведет деятельность в качестве юридического лица до настоящего времени. Место нахождение регионального отделения Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области до настоящего времени осталось прежним по адресу: город Мурманск улица ... дом * квартира *, которое было на момент регистрации организации.
Согласно сведению из Единого государственного реестра юридических лиц от _ _ 2016 года лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель организации Габриелян С.М. В данном реестре перечислены учредители регионального отделения, которые являются членами общественной организации до настоящего времени.
Ведение общественной организацией фактической деятельности подтверждается отчетами в фонд социального страхования, пенсионный фонд России, налоговый орган и органы статистики.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об осуществлении организацией фактической деятельности в соответствии с ее уставными целями.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, исходя из вышеприведенных норм материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц
При таком положении судебная коллегия не может согласиться с законностью и обоснованностью постановленного решения суда и находит его подлежащим отмене в силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе в части взыскания государственную пошлину в сумме *** рублей с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 февраля 2016 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым постановить: В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Региональному отделению Общероссийской общественной организации "Союз Армян России" в Мурманской области о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц отказать".
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.