Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Данзырын А.С-М.,
с участием прокурора Дажымба Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее - ГУ МЧС России по Республике Тыва, Управление) к С., С.Ч., С.Д., С.К. о выселении из служебного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ГУ МЧС России по Республике Тыва К. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ГУ МЧС России по Республике Тыва обратилось в суд с названным иском к ответчикам, указав, что С. проходил службу в Управлении в должности **, приказом от 31 августа 2015 года N уволен со службы по основанию, предусмотренному п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4242-1 (далее - Положение о службе в органах внутренних дел). На основании договора найма служебного жилого помещения от 07 апреля 2010 года N С. и членам его семьи С.Ч., С.Д., С.К. предоставлено в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: **. Данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Республике Тыва и отнесено к специализированному жилищному фонду в качестве служебного жилья. После прекращения службы С. и члены его семьи жилое помещение не освободили, а уведомление, врученное С. 10 сентября 2015 года, об освобождении жилого помещения оставлено без удовлетворения. Управление просило суд выселить ответчиков из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: **, без предоставления другого жилого помещения.
Решением суда иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Республике Тыва просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, указав, что вывод суда о наличии у С. статуса военнослужащего не соответствует материалам дела. Ответчик проходил службу в качестве сотрудника внутренней службы ГУ МЧС России по Республике Тыва, что к военной службе не относится. Поэтому ссылка суда в решении ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих) неправомерна. Ошибочным также является вывод суда о том, что С. и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с 21 апреля 2015 года, так как с указанной даты сотрудник был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а не на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела, С. проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Тыва в подразделении - отдел ** - в должности **, имел звание ** внутренней службы (контракт о службе в Государственной противопожарной службе ГУ МЧС России по Республике Тыва от 06 ноября 2014 года). Приказом от 31 августа 2015 года N он уволен со службы по основанию, предусмотренному п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (сокращение штатов). Выслуга лет по состоянию на 31 августа 2015 года составила 22 года 07 месяцев 17 дней в календарном исчислении и 34 года 03 месяца 00 дней в льготном исчислении.
На период прохождения службы С. и членам его семьи С.Ч. (супруга), С.Д., С.К. (дочери) на основании договора найма служебного жилого помещения от 07 апреля 2010 года N предоставлено в пользование жилое помещение, расположенное по адресу: **.
В договоре найма (с учетом дополнительного соглашения от 05 декабря 2013 года) указано, что жилое помещение предоставлено на период прохождения С. службы в учреждениях МЧС России по территории Республики Тыва, действие договора прекращается в связи с окончанием срока службы (п. 5, подп. 4 п. 18).
Спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Тыва с 05 февраля 2010 года (свидетельство о государственной регистрации права), включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 06 апреля 2010 года N.
10 сентября 2015 года С. вручено уведомление о необходимости освобождения служебного жилого помещения в течение 15 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Управления, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 15 Закона о статусе военнослужащих и исходил из того, что С. на момент увольнения имел выслугу более 20 лет, ответчики состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, поэтому они не могут быть выселены из спорного служебного жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ГУ МЧС России по Республике Тыва о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, однако, с мотивами и правовым обоснованием, положенными в основу выводов суда, согласиться не может, поскольку суд не применил к отношениям сторон закон, подлежащий применению.
В соответствии с положениями ч.ч. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ) личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
В силу п. "г" ч. 1 ст. 6 Положения о службе в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, назначенным на должности старшего начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются, в частности, специальные звания майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции.
Как следует из материалов дела, С. проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Тыва в подразделении - отдел ** - в должности главного **, имел звание ** внутренней службы, то есть являлся сотрудником федеральной противопожарной службы, который приравнен по статусу к сотруднику органов внутренних дел. Увольнение С. было осуществлено по основанию, предусмотренному п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (сокращение штатов).
Таким образом, вывод суда о том, что С. являлся военнослужащим, не соответствует материалам дела, а ссылка суда в обоснование вывода о невозможности выселения С. и членов его семьи из спорного жилого помещения на положения ст. 15 Закона о статусе военнослужащих - ошибочна. Довод апелляционной жалобы Управления в данной части заслуживает внимания.
С учетом обстоятельств дела к спорным правоотношениям подлежало применению положение ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел, согласно которому сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. "б", "в", "е" - "з" ч. 1 статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Реализация права на безвозмездное закрепление занимаемого жилого помещения не может ставиться в зависимость от сроков определения Правительством Российской Федерации такого порядка и служить основанием для отказа в его безвозмездном закреплении.
В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, с учетом положений ч. 7 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел С., уволенный со службы по сокращению штата (п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения) и имеющий выслугу в органах более 22 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Обязательства С. об освобождении служебного жилого помещения, содержащиеся в договоре найма, ничтожны в силу прямого противоречия их действующему законодательству.
При этом правило ч. 7 ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел такого условия как обязательное принятие сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях безвозмездного предоставления жилого помещения не содержит.
Допущенное судом первой инстанции нарушение, выразившееся в ошибочном применении к спорным правоотношениям Закона о статусе военнослужащих, не привело к вынесению неправильного решения, поскольку иск ГУ МЧС России по Республике Тыва о выселении ответчиков из жилого помещения не обоснован и не подлежал удовлетворению.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июня 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.