Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 21 апреля 2016 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования детей "Котовская детско-юношеская спортивная школа Котовского муниципального района Волгоградской области" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
МБООДОД "Котовская детско-юношеская спортивная школа Котовского муниципального района Волгоградской области" 28 декабря 2015 года обратилось с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Председателем Комиссии в адрес административного истца направлены письменные разъяснения о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков могут быть оспорены только в судебном порядке
МБООДОД "Котовская детско-юношеская спортивная школа Котовского муниципального района Волгоградской области" (далее административный истец, детско-юношеская спортивная школа) обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 8069 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец пользуется указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере.
Руководитель детско-юношеской спортивной школы Середин А.И. представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, просил установить кадастровую стоимость в размере рыночной на основании судебной экспертизы в размере " ... " рублей
Административный ответчик Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, явку своего представителя не обеспечили, представили в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также в ходатайстве указано, что при вынесении решения по делу, административный ответчик полагается на усмотрение суда.
Заинтересованные лица: Губернатор Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, администрация Волгограда, а также администрация городского округа - город Котово Волгоградской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, административный истец пользуется земельным участком с кадастровым номером N " ... ", площадью 8069 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права N " ... " (л.д. 10).
Определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на размер земельного налога, подлежащего уплате административным истцом в местный бюджет. Таким образом, у административного истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости в размере равной рыночной стоимости.
Губернатор Волгоградской области постановлением от 20 ноября 2012 года N 1130 утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно данным кадастровой справки (л.д. 11) и сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" (л.д. 180), спорный земельный участок претерпел качественные изменения, которые впоследствии повлияли на кадастровую стоимость. В частности, на основании заявления о государственной кадастровом учете 21.07.2015г. были внесены изменения, касающиеся вида разрешенного использования земельного участка. Следовательно, датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... " является 21.07.2015 года. Кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату установлена в размере " ... " руб.
Согласно приказу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области" утверждена новая кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2015 г.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является архивной.
Учитывая положения пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд полагает, что требование административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, поскольку на дату обращения в Комиссию у общества сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В силу п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, с учетом того, что кадастровая стоимость земельного участка определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 21.07.2015г., рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.
В соответствии со ст. 77 КАС РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу.
В ходе рассмотрения дела судом была установлена необходимость проведения судебной экспертизы, поскольку представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка проведен по состоянию на 01 января 2010 года. От административного истца возражений относительно проведения судебной экспертизы с целью определения действительной рыночной стоимости земельного участка, не поступило.
Согласно выводам судебной экспертизы, содержащимся в экспертном заключении, проведенной на основании определения Волгоградского областного суда от 18 февраля 2016 года, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером N " ... " по состоянию на 21.07.2015г. составляет " ... " рублей (л.д. 195-227).
При оценке указанного экспертного заключения, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.
Таким образом, по мнению суда, экспертное заключение, представленное по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы, является достоверным и допустимым доказательством.
Представленный ранее административным истцом отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка правового значения при принятии решения не имеет, так как рыночная стоимость земельного участка установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился представитель административного истца, уточнивший заявленные требования с учётом названной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учётом правовой позиции, изложенной в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения следует указывать дату подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Как следует из материалов дела, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 28 декабря 2015 года (л.д. 12-13).
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 28 приведенного Постановления установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Частью 1 ст. 5 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу в силу ст. 393 Налогового Кодекса Российской Федерации признается календарный год, установленная судом кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года.
Вместе с тем, ч. 2 ст. 103 КАС РФ предусмотрено, что размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.7 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, для юридических лиц составляет 2000 рублей.
Поскольку при подаче иска в суд, административным истцом государственная пошлина не уплачена, следовательно государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования детей Котовская детско-юношеская спортивная школа Котовского муниципального района Волгоградской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд 30 декабря 2015 года, удовлетворить в полном объеме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 8069 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2015 года - " ... " рублей на период с 1 января 2015 г. и до 01 января 2016 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - 28 декабря 2015 года.
Взыскать с муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования детей Котовская детско-юношеская спортивная школа Котовского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: " ... " И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2016 года
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.