Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Гусевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 17 февраля 2016 года по иску Макарова В.М. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) о признании права на получение страховой пенсии без учета фиксированной выплаты.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Макаров В.М. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) (далее ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) о признании права на получение страховой пенсии без учета фиксированной выплаты. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в период с 21.08.1981 по 21.04.1994 проходил военную службу в войсковой части N которая находилась на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом г. Ефремов -3, где он и проживал. 22.12.2015 обратился пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения, однако решением пенсионного органа от 30.12.2015 в назначении страховой пенсии без учета фиксированной выплаты ему было отказано, поскольку населенный пункт г.Ефремов-3 не поименован в перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным постановлением Правительства. Просил признать за ним право на назначение страховой части трудовой пенсии, обязать ответчика назначить страховую часть трудовой пенсии с 22.12.2015.
В судебном заседании истец Макаров В.М. исковые требования уточнил, просил признать за ним право на получение страховой пенсии без учета фиксированной выплаты и обязать ответчика назначить страховую пенсию без учета фиксированной выплаты с 22.12.2015. Дополнительно пояснил, что с момента зачисления в в/ч 71293 21.08.1981 ему было предоставлено общежитие в ДОС-1, в котором он проживал до предоставления ему 22.09.1987 квартиры по адресу: "адрес"
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) по доверенности Кудинова Т.И. исковые требования не признала, пояснив, что правовых оснований для назначения Макарову В.М. страховой пенсии не имеется.
Суд решил:исковые требования Макарова В.М. удовлетворить.
Признать право Макарова В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "данные изъяты", на назначение страховой пенсии без учета фиксированной выплаты на льготных основаниях, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) назначить Макарову В.М. страховую пенсию без учета фиксированной выплаты с учетом его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 22.12.2015.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) по доверенности Пазон Т.А., Мартыновой О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Макаров В.В., 1958 года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и оргнах уголовно-исполнительной системы и их семей".
22.12.2015 Макаров В.М. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии без учета фиксированной выплаты военнослужащим в соответствии со ст.8 ФЗ N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", п.6 ст.3 ФЗ N166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственных пенсиях в РФ" со снижением возраста по ст.34 Закона РФ "1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением пенсионного органа от 30.12.2015 в назначении пенсии ему было отказано, поскольку населенный пункт г. Ефремов-3 Тульской области не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным постановлением Правительства.
Не согласившись с данным отказом, Макаров В.М. обратился в суд с настоящим иском.
Установив, что Макаров В.М. с 21.08.1981 по 30.05.1994 проходил военную службу на офицерских должностях в в/ч 71293, которая входила в состав московского округа ПВО и дислоцировалась в военном закрытом городке Ефремов-3 и фактически располагалась в Ефремовском районе на землях Лобановского сельского Совета. Ефремов-3 являлся закрытым военным городком, ни в ОКАТО, ни в справочнике административного территориального устройства Тульской области он никогда не был внесен и на карте не обозначался, поскольку являлся секретным объектом Министерства обороны и обозначался как поселок "12 лет Октября", который отнесен к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку признал, что истец Макаров с 1981 по 1994 год проходил военную службу и фактически проживал в месте дислокации войсковой части, расположенной на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, ввиду чего имеет право на досрочное назначение страховой пенсии.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п.6 ст.3 ФЗ N166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты к страховой пенсии, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляла 6 лет.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст.28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991.
В соответствии с абз.2 указанной выше ст.28.1,гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона РФ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013, в порядке, предусмотренном ст.30-37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991.
Согласно абз.5 данной статьи (в редакции ФЗ от 21.07.2014 N216-ФЗ) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях".При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Учитывая, что пенсия по старости, назначаемая указанной категории граждан, страховой не является, судебная коллегия приходит к выводу, что военным пенсионерам, из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991, не может быть назначена.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Макарову В.М. отказать.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 17 февраля 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым Макарову В.М. в удовлетворении исковых требований к ГУ-УПФ РФ в г. Ефремов Тульской области (межрайонное) о признании права на получение страховой пенсии без учета фиксированной выплаты отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.