Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.В.
судей: Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.
при секретаре Гребенкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыковсковой Н.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Донецком районе Ростовской области о включении периодов работы и досрочное назначение страховой пенсии по апелляционной жалобе Рыковсковой Н.А. на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 04 марта 2016 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
Рыковскова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Донецком районе Ростовской области о включении периодов работы и досрочное назначение страховой пенсии, просила включить в специальный стаж осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 2004 года по 17 декабря 2004 года, с 15 октября 2009 года по 19 ноября 2009 года, период работы с 01 января 2015 года по 07 сентября 2015 года, назначить и выплачивать пенсию с момента подачи заявления с 01 сентября 2015 года указав, что с 14 августа 1996 года осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в МБУЗ " ЦРБ" Усть-Донецкого района. На период обращения в пенсионный фонд специальный стаж составляет более 25 лет. Ответчиком незаконно не включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также расчет произведен не в льготном исчислении как предусмотрено действующим законодательством.
В судебном заседании истец исковые требования уточнила, просила включить в специальный стаж осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды:
декретного отпуска с 26 октября 1998 года по 14 марта 1999 год, с 23 января 2012 года по 10 июня 2012 года,
нахождения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 2004 года по 17 декабря 2004 года, с 15 октября 2009 года по 19 ноября 2009 года,
период работы с 01 января 2015 года по 07 сентября 2015 года, назначить и выплачивать пенсию с момента подачи заявления с 07 сентября 2015 года.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать.
Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 04 марта 2016 года исковые требования были удовлетворены частично.
Суд обязал Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Донецком районе Ростовской области включить Рыковсковой Н.А. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды:
отпуск по беременности и родам с 26 октября 1998 года по 14 марта ] 999 года и с 23 января 2012 года по 10 июня 2012 года,
прохождение курсов повышения квалификации с 07 сентября 2004 года по 17 декабря 2004 года, с 15 октября 2009 года по 19 ноября 2009 года,
- работы в должности палатной медицинской сестры отделения
анестезиологии-реанимации с 01 января 2015 года по 07 сентября
2015 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований судом было отказано.
С постановленным по делу решением не согласилась истец, в связи с чем частично обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе истица ставит вопрос о частичной отмене постановленного решения суда, ввиду незаконности и необоснованности отказа в удовлетворении исковых требований о досрочном назначении пенсии. Апеллянт полагает что, досрочная пенсия должна быть назначена не с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении указанной пенсии, а на момент обращения в суд. Апеллянт считает, что на момент обращения в суд она уже имела необходимый стаж для реализации своего права на назначение досрочной пенсии.
По мнению апеллянта суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного решения в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части ( ч.2 ст.327.1 ГПК РФ).
Законность решения суда в части включения в льготном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов декретного отпуска с 26 октября 1998 года по 14 марта 1999 год, с 23 января 2012 года по 10 июня 2012 года, нахождения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 2004 года по 17 декабря 2004 года, с 15 октября 2009 года по 19 ноября 2009 года, периода работы с 01 января 2015 года по 07 сентября 2015 года сторонами не оспаривается и в силу ч. 2 ст. 327.1. ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ).
Закон N400-ФЗ различает два вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение: это страховой стаж (статьи 3, 8) и стаж на соответствующих видах работ, дающий определенным категориям граждан право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N400-ФЗ.
В силу части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий соответствии с Законом N400-ФЗ в части, ему не противоречащей.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 года включительно.
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 (утратил силу на основании Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Вышеуказанными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Как следует из материалов дела, трудовая деятельность истицы с 1996 года связана с охраной здоровья населения и иной деятельностью по охране здоровья населения.
07 сентября 2015 года Рыковскова Н.А. обратилась в ГУ УПФР в Усть-Донецком районе Ростовской области, как лицо, 25 лет осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.
Решением комиссии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.12.2015 года, ГУ УПФР в Усть-Донецком районе Ростовской области зачел в специальный медицинский стаж Рыковсковой Н.А. 23 года 13 дней, при этом в указанный стаж не включил период декретного отпуска с 26 октября 1998 года по 14 марта 1999 год, с 23 января 2012 года по 10 июня 2012 года, периоды нахождение истца на курсах повышения квалификации с 07 сентября 2004 года по 17 декабря 2004 года, с 15 октября 2009 года по 19 ноября 2009 года.
При подсчете специального стажа, комиссией включены в стаж (в льготном исчислении 1 год фактической работы за 1 год и 3 месяца как за работу в сельской местности ) следующие периоды работы:
- с 14.08.1996г. по 20.11.1996г. - в должности перевязочной медсестры хирургического отделения Усть-Донецкой линейной больницы:
( 1 год фактической работы за 1 год и 6 мес., как за работу в отделении реанимации и интенсивной терапии):
- с 21.11.1996г. по 25.10.1998г ... с 15.06.2000г. по 06.09.2004г ... с 18.12.2004г. по 14.10.2009г ... с 20.11.2009г. по 22.01.2012г ... 06.10.2013г. по 16.06.2014г.- работа в должности медицинской сестры - анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Усть- Донецкой линейной больнице ГУ "ЮОМЦ Минздрава России".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.12.2015 года, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Донецком районе Ростовской области в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, так как специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по варианту (работа в сельской местности и поселках городского типа) составил 23 года 13 дней, что меньше требуемых 25 лет.
Вместе с тем, рассматривая исковые требования Рыковсковой Н.А. о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции должен был проверить законность решения в полном объеме, а также оценить право истца на досрочное пенсионное обеспечение на момент вынесения решения суда, чего им сделано не было.
Судебная коллегия считает необходимым устранить указанное нарушение.
Как следует из материалов дела, в частности, решения Управление пенсионного фонда России в Усть-Донецком районе Ростовской области от 02 декабря 2015 года об отказе в установлении пенсии Рыковсковой Н.А., например, период работы с 14.08.1996г. по 20.11.1996г. - в должности перевязочной медсестры хирургического отделения Усть-Донецкой линейной больницы рассчитан в льготном исчислении 1 год фактической работы за 1 год и 3 месяца как за работу в сельской местности. Между тем, в абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца (врачи и средний медицинский персонал независимой от наименования должности лечебно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности). Абзацем 3 пункта 2 вышеуказанного Постановления N 464 предусматривалось начисление выслуги как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
При этом возможно применение обеих вышеуказанных льгот, учитывая, что само Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 не исключает возможность их одновременного применения.
Ответчиком за 1 год фактической работы за 1 год и 6 мес., как за работу в отделении реанимации и интенсивной терапии был зачтен - с 21.11.1996г. по 25.10.1998г.- работа в должности медицинской сестры - анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Усть-Донецкой линейной больнице ГУ "ЮОМЦ Минздрава России".
В абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, действовавшего в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца. Кроме того, в абз. 3 п. 2 данного Постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Из разъяснений, приведенных в абз. 7 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Поскольку установлено, что истица в указанный период работала в сельской местности и занимала должность среднего медицинского персонала в отделении хирургического профиля стационара, учитывая, что само постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 не исключает возможность их одновременного применения, судебная коллегия считает, что в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении с применением двух коэффициентов (год работы за 1 год и 3 месяца плюс год работы за 1 год и 6 месяцев, т.е суммарно как один год за 1 год и 9 месяцев) подлежит включению периоды работы - с 14.08.1996г. по 20.11.1996г. - в должности перевязочной медсестры хирургического отделения Усть-Донецкой линейной больницы, с 21.11.1996г. по 25.10.1998г.- в должности медицинской сестры - анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Усть-Донецкой линейной больнице ГУ "ЮОМЦ Минздрава России", что в совокупности дополнительно к ранее включенному пенсионным органом специальному стажу составит 10 мес. 12 дней.
Судом установлено, что специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпуска по беременности и родам, работы в должности палатной медицинской сестры отделения анестезиологии-реанимации с 01 января 2015 года по 07 сентября
2015 года и на дату обращения в пенсионный орган составлял 24 года 03 месяца 24 дня.
Судебная коллегия полагает, что с учетом включения в специальный стаж истицы из расчета один год за 1 год и 9 месяцев периодов работы с 14.08.1996г. по 20.11.1996г. - в должности перевязочной медсестры хирургического отделения Усть-Донецкой линейной больницы, с 21.11.1996г. по 25.10.1998г.- в должности медицинской сестры - анестезиста отделения реанимации и интенсивной терапии в Усть-Донецкой линейной больнице ГУ "ЮОМЦ Минздрава России" на дату обращения в пенсионный орган - 14.07.2015 года истице в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 18.12.2013 года, как лицу, 25 лет осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа достаточно специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В этой связи судебная коллегия считает необходимым не ревизовать иные периоды трудовой деятельности истицы, поскольку с учетом включенного периода специального стажа истицы достаточно для досрочного назначения трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный фонд за ее назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Аналогичные положения закреплены и в ст. ст. 21 - 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ).
В силу разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Системное толкование вышеназванных положений закона, а также правовая позиции, изложенная в пункте 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, позволяют сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Доводы апеллянта о том, что страховая пенсия может быть назначена с иной даты - с момента обращения в суд, т. е. без повторного обращения в пенсионный орган при достаточности специального стажа, не соответствуют нормам действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 04 марта 2016 года в части отказа в назначении пенсии подлежит отмене, с вынесением в отмененной части нового решения, которым обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Донецком районе Ростовской области назначить Рыковсковой Н.А. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 07 сентября 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 04 марта 2016 года в части отказа в назначении пенсии отменить, постановить в отмененной части новое решение, которым обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Усть-Донецком районе Ростовской области назначить Рыковсковой Наталье Алексеевне досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 07 сентября 2015 года.
В остальной части решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 04 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыковсковой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 09 июня 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.