Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Богородской Н.А.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре Чесаковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Брянские коммунальные системы" о признании недействующими приложения 2.4 к приказу управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" и приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/33-гвс "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области",
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ОАО "Брянские коммунальные системы" на 2015-2017 годы, с календарной разбивкой согласно приложениям 2.1-2.6.
Приложением 2.3 к указанному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО "Брянские коммунальные системы" с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года: "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" - 1732, 43 руб. за Гкал.; "население" - 2044, 27руб. за Гкал. Приложением 2.4 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года: "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" - 1809,12 руб. за Гкал; "население"- 2134, 76 руб. за Гкал.
Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" внесены изменения в приказ управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", заменены приложения 2.3 и 2.4.
Приложением 2.3 к данному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере: "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" -1732,43 руб. за Гкал, "население" - 2044,27руб. за Гкал. Приложением 2.4 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере: "для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения" -1888,35 руб. за Гкал, "население" - 2228,53 руб. за Гкал.
Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/6-гвс "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска", установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду на 2015-2017 годы в закрытой системе горячего водоснабжения согласно приложениям 2-7.
Приложением 4 к данному приказу установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб.куб.метр) -113, 91, компонент на холодную воду (руб.куб.м) -15,16, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) - 1732,43; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб.куб.метр) - 134,41, компонент на холодную (руб.куб.м) -17,89, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) - 2044,27. Приложением 5 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года: для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб.куб.метр) - 119,19, компонент на холодную воду (руб.куб.м) - 16,07, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) - 1809,12; для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб.куб.метр) - 140,64, компонент на холодную воду (руб.куб.м) - 18,96, компонент на тепловую энергию (руб. Гкал.) -2134,76.
Приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/33-гвс "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" внесены изменения в приказ управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/6-гвс "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска", заменены приложения 4 и 5.
Приложением 4 к указанному приказу установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года в размере для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб.куб.метр) - 113,91, компонент на холодную воду (руб.куб.м) - 17,73, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) - 1732,43, для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб.куб.метр) - 134,41, компонент на холодную воду (руб.куб.м) - 20,92, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) - 2044,27. Приложением 5 установлен тариф на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере для категории потребителей "потребители" - тариф на горячую воду (руб. куб.метр) - 130,99, компонент на холодную воду (руб.куб.м) - 17,73, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) -1888,35, для категории потребителей "население" - тариф на горячую воду (руб. куб.метр) -154,57, компонент на холодную воду (руб.куб.м) - 20,92, компонент на тепловую энергию (руб.Гкал) - 2228,25.
АО "Брянские коммунальные системы обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими приказов управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т и 41/33-гвс, ссылаясь на то, что в нарушение пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, и пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э, управлением государственного регулирования тарифов Брянской области внесены изменения только в приложения 2.3 и 2.4 приказа от 19 декабря 2014 года N 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", в которых установлены тарифы на тепловую энергию на 2016 год, изменения в приложения 2.5 и 2.6, в которых установлены тарифы на тепловую энергию на 2017 год, не внесены. Корректировка долгосрочных тарифов произведена без учета изменений значений параметров регулирования, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и планового периода 2017 и 2018 годов.
В нарушение норм федерального законодательства в сфере теплоснабжения и водоснабжения управлением государственного регулирования тарифов Брянской области установлены тарифы на тепловую энергию и на горячую воду для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 год без учета принципа экономической обоснованности, который является одним из основных принципов тарифного регулирования. В протоколе заседания правления и экспертного заключения управления государственного регулирования тарифов Брянской области отсутствуют анализ экономической обоснованности и указание на виды расходов, которые не включены в расчет тарифов и по каким причинам.
В нарушение пунктов 34, 35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, и пунктов 31, 32 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, оспариваемые приказы управления государственного регулирования тарифов Брянской области не были опубликованы в установленные сроки, а также не были направлены в адрес АО "Брянские коммунальные системы".
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования, просит признать недействующими приказ управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" в части приложения 2.4 и приказ управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/33-гвс "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области", как не соответствующие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование заявленных требований указано, что приказ N 41/26-т от 18 декабря 2015 года основывается на экспертном заключении, выполненном управлением государственного регулирования тарифов Брянской области на основании материалов, предоставленных АО "Брянские коммунальные системы", однако нарушения законодательства при проведении экспертизы и составлении экспертного заключения привели к принятию неправомерного нормативного акта. В нарушение пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, управлением государственного регулирования тарифов Брянской области в экспертном заключении не дана оценка представленным документам о фактически произведенных расходах за предыдущий регулируемый период, а также не приведен анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду. АО "Брянские коммунальные системы" в составе материалов, направленных для корректировки тарифов на 2016-2017 годы, представлены первичные документы, подтверждающие фактические расходы, понесенные в 2014 году и за 8 месяцев 2015 года. Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области указанные документы во внимание не приняты. Таким образом, при корректировке операционных расходов на 2016 год не учтены фактически понесенные расходы за предыдущий регулируемый период, которые не были учтены при установлении тарифов. Согласно протоколу заседания правления управления государственного регулирования тарифов Брянской области в необходимую валовую выручку частично включены только экономически обоснованные расходы, ранее неучтенные в предыдущих регулируемых периодах в соответствии с приказом ФСТ России от 25 июля 2013 года N 1011-д.
Считает, что в целях корректировки операционных (подконтрольных) расходов на 2016 год должен применяться показатель среднегодового роста цен, т.е. 107,4%, в связи с чем, на 2016 год скорректированный индекс потребительских цен для индексации операционных (подконтрольных) расходов должен был составить 1,06326, вместо утвержденного управлением государственного регулирования тарифов Брянской области 1,0534.
Приведенный в протоколе заседания правления управления государственного регулирования тарифов Брянской области реестр скорректированных неподконтрольных расходов на 2016 год не позволяет определить сумму неподконтрольных расходов, неучтенных в 2014 году. АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 год заявлены скорректированные неподконтрольные расходы в размере 26572,73 тыс. руб., расшифровка которых представлена в материалах тарифного дела в приложении 5.3, а также в материалах тарифного дела представлены обосновывающие документы. Однако управлением государственного регулирования тарифов Брянской области учтены скорректированные неподконтрольные расходы в размере 8839,90 тыс. руб.
В материалах тарифного дела представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год и 1 полугодие 2015 года. В протоколе заседания правления и в экспертном заключении указано, что при определении указанных расходов управление государственного регулирования тарифов Брянской области руководствовалось расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год. Согласно данным расчетам, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 полугодие 2014 года составляет 4,11 тыс. руб., за 2 полугодие 2014 года - 4.12 тыс. руб. Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области в протоколе заседания правления и в экспертном заключении указано, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду приняты на первое полугодие 2016 года в размере 4,52 тыс. руб., на второе полугодие 2016 года - 3,71 тыс. руб. В ранних периодах регулирования плата за негативное воздействие на окружающую среду была принята в тариф в размере, предложенном АО "Брянские коммунальные системы". Считает, что при одинаковых исходных данных, непринятие части расходов необоснованно.
По статье "иные расходы" управлением государственного регулирования тарифов Брянской области утверждена сумма 688,27 тыс. руб.- только налог на имущество, на уровне, утвержденном приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области N 55/1-т от 19 декабря 2014 года. АО "Брянские коммунальные системы" в материалах тарифного дела представлены декларации по налогу на имущество за 2014 год, согласно которым сумма налога на имущество за 2014 год составила 1702,32 тыс. руб. 14 августа 2015 года в управление государственного регулирования тарифов Брянской области была направлена фактическая смета расходов за 1 полугодие 2015 года, в которой указана фактическая сумма налога на имущество, начисленная за первое полугодие 2015 года - 656, 45 тыс. руб. С учетом износа основных средств АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 год заявлена сумма налога на имущество 726,95 тыс. руб. Ставки налога на имущество установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и не подлежат изменению или толкованию третьими лицами.
По статье "расходы по сомнительным долгам" АО "Брянские коммунальные системы" заявлены расходы в размере 2652,16 тыс. руб., исходя из факта, сложившегося за 1 полугодие 2015 года, и прогноза на 2 полугодие 2015 года, в подтверждение чего в материалах тарифного дела представлен анализ счета 63 за 1 полугодие 2015 года, однако управлением государственного регулирования тарифов Брянской области принята сумма 496,28 тыс.руб. без учета сложившихся фактических показателей.
По статье "амортизация основных средств и нематериальных активов" административным истцом заявлена сумма 15691,97 тыс. руб., исходя из фактических показателей пообъектного расчета амортизации за 2014 год, 1 полугодие 2015 года и прогноза на 2 полугодие 2015 года, которые представлены в материалы тарифного дела, однако управлением государственного регулирования тарифов Брянской области без объяснения причин принята сумма амортизации в размере 6675,93 тыс. руб., таким образом, право АО "Брянские коммунальные системы" на включение в тариф по статье "амортизация основных средств и материальных активов" суммы в заявленном размере было нарушено.
По статье "налог на прибыль" была заявлена сумма в размере 2467,84 тыс. руб., управлением государственного регулирования тарифов Брянской области утверждена сумма налога на прибыль 59,04 тыс. руб., при этом скорректированная сумма налога на прибыль в 5 раз меньше суммы, утвержденной приказом 55/1-т от 19 декабря 2014 года.
Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области не приняты во внимание представленные в материалы тарифного дела копии первичных документов, подтверждающих объем потребленной холодной воды за 2014 года и 8 месяцев 2015 года. Сумма расходов на холодное водоснабжение на 2016 год принята управлением государственного регулирования тарифов Брянской области в 10 раз меньше заявленной суммы. В нарушение пункта 13 Основ ценообразования при принятии тарифного решения на 2016 год не учтены отклонения фактических расходов по холодной воде за 2014 год от утвержденных в тарифном решении на 2014 год.
АО "Брянские коммунальные системы" была заявлена нормативная прибыль в размере 9135,63 тыс. руб. (10,54%), рассчитанная в соответствии с пунктом 66 Методических указаний, управлением государственного регулирования тарифов Брянской области без обоснования размера прибыли принята прибыль в размере 235,89 тыс. руб. (0,5%). Заявленная расчетная предпринимательская прибыль в размере 3203,58 тыс. руб. при корректировке тарифов не учтена.
По результатам деятельности за 2014 год для учета в корректировке тарифов на 2016-2017 годы АО "Брянские коммунальные системы" заявлены убытки от деятельности в размере 54928,18 тыс. руб., в том числе, на 2016 год - 27464,09 тыс. руб., на 2017 год - 27464,09 тыс. руб. Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области приняты расходы в сумме 2398,16 тыс. руб., при этом анализ по статьям затрат с указанием причин непринятия расходов по статьям не приведен.
Тариф на горячую воду напрямую зависит от тарифа на тепловую энергию, необоснованное занижение тарифа на тепловую энергию влечет необоснованное занижение и тарифа на горячую воду. В приложении 4 к приказу управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/33-гвс стоимость компонента на холодную воду увеличена, компонент на тепловую энергию и тариф на горячую воду остались неизменными. Таким образом, управление государственного регулирования тарифов Брянской области произвело изменение размера компонента на холодную воду в сторону увеличения, но оставило без изменения тариф на горячую воду. Вместе с тем, поскольку технические характеристики отапливаемого административным истцом жилого фонда не изменялись, тариф на горячее водоснабжение должен быть увеличен на размер увеличения компонента на холодное водоснабжение.
В судебном заседании представитель административного истца Романова Ю.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просит удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении. Кроме того, указала, что при индексации ранее установленных тарифов в нарушение пункта 13 Основ ценообразования неучтенные в предыдущих периодах регулирования (2014 год) экономически обоснованные расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены. Регулятором при вынесении оспариваемых нормативных актов в необходимую валовую выручку не были довключены расходы 2014 года в сумме 30 443,27 тыс. руб., отнесение включения данных расходов на период регулирования 2017 года приведет к увеличению убытков АО "Брянские коммунальные системы". При корректировке неподконтрольных расходов регулятором по статье "амортизация основных средств и нематериальных активов" без обоснования причин не были включены все объекты теплоснабжения (тепловые сети), находящиеся на балансе административного истца. При корректировке расходов на приобретение энергоресурса по статье "холодная вода" не были учтены фактические объемы потребления АО "Брянские коммунальные системы", что привело к существенному занижению включенного в тариф объема холодной воды. При индексации тарифа на горячую воду в расчетной формуле температура горячей воды на выходе из систем теплоснабжения, в нарушение требований действующего законодательства, принята ниже 60?С.
Представитель управления государственного регулирования тарифов Брянской области Батрак В.Ф. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемым приказом от 18 декабря 2015 года N 41/26-т производилась корректировка тарифов, установленных на 2016 год, с учетом базовых показателей, которые, в свою очередь, были определены приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т. Корректировка долгосрочных тарифов на тепловую энергию для АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 года была произведена в соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э. Обязанность по корректировке тарифов не зависит от предложения регулируемой организации и проводится с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, что и было сделано управлением государственного регулирования тарифов Брянской области в соответствии с требованиями действующего законодательства. Административным истцом в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не указаны сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. Просил в удовлетворении административного иска АО "Брянские коммунальные системы" отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца Романовой Ю.В., представителя административного ответчика Батрака В.Ф., главного консультанта отдела тарифов в сфере теплоснабжения управления государственного регулирования тарифов по Брянской области ФИО1 и ведущего экономиста планово-экономического отдела АО "Брянские коммунальные системы" ФИО2., вызванных в суд для дачи пояснений в качестве специалистов, заслушав заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения согласно Положению, утвержденному указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 года N 45, является управление государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - УГРТ Брянской области, орган регулирования).
Судом установлено, что УГРТ Брянской области издан приказ от 19 декабря 2014 года N 55/1-т "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям", которым установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей ОАО "Брянские коммунальные системы" на 2015 - 2017 годы, с календарной разбивкой согласно приложениям 2.1 - 2.6.
Также УГРТ Брянской области издан приказ от 19 декабря 2014 года N 55/6-гвс "О тарифах на горячую воду, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям города Брянска", которым определены двухкомпонентные тарифы на горячую воду на 2015 - 2017 годы в закрытой системе водоснабжения согласно приложениям 2 - 7.
При регулировании тарифов на тепловую энергию и горячую воду в отношении АО "Брянские коммунальные системы" выбран метод индексации установленных тарифов, в закрытой системе теплоснабжения.
Согласно части 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул. Дополнительные средства, полученные теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этих организаций, остаются в их распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат теплоснабжающей организации, теплосетевой организации не является основанием для досрочного пересмотра цен (тарифов) этих организаций. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения.
В целях корректировки долгосрочных тарифов приказом УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" внесены изменения в указанный выше приказ от 19 декабря 2014 года N 55/1-т (заменены приложения 2.3, 2.4), а приказом УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/33-гвс "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" внесены изменения в указанный выше приказ от 19 декабря 2014 года N 55/6-гвс (заменены приложения 4, 5).
Приказы УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т и N 41/33-гвс опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 декабря 2015 года, что соответствует порядку, установленному частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области".
Таким образом, оспариваемые приказы УГРТ Брянской области являются нормативными правовыми актами, принятыми уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий и опубликованы в установленном порядке.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы соответствуют требованиям законодательства в области государственного регулирования тарифов (цен) по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры их принятия.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Учитывая, что приказами УГРТ Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т и 55/6-гвс для АО "Брянские коммунальные системы" были установлены тарифы на долгосрочный период регулирования, составляющий 3 календарных года - 2015, 2016, 2017 годы, первым годом долгосрочного регулирования тарифов в данном случае является 2015 год. Таким образом, оспариваемыми приказами органа регулирования обоснованно производилась корректировка тарифов, установленных на 2016 год, с учетом базовых показателей, которые были определены приказом УГРТ Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т.
Из материалов дела следует, что 26 октября 2015 года АО "Брянские коммунальные системы" в УГРТ Брянской области были представлены материалы для корректировки тарифов на тепловую энергию на 2016 год по трем котельным (ул.22 съезда КПСС, д.3 "А", ул.Луначарского, д.42 "А", ул. Комсомольская, д.4 "Б"). Средний тариф на 2016 год был рассчитан административным истцом в размере 14517 руб. 33 коп. за 1 Гкал без НДС : с 01 января по 30 июня 2016 года - 13043 руб. 58 коп.; с 01 июля по 31 декабря 2016 года - 16426 руб.84 коп.
Таким образом, рост тарифа, по данным АО "Брянские коммунальные системы, должен был составить с 01 января 2016 года - 752,9%, с 01 июля 2016 года - 948,24%, что не соответствует общей концепции предельного роста совокупности платежа граждан за коммунальные услуги, содержащегося в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Как видно из протокола заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, по вопросам об установления тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 год, в связи с проведенной корректировкой долгосрочного тарифа, и об установлении тарифа на горячую воду, поставляемую АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 год, в связи с проведенной корректировкой долгосрочного тарифа, в ходе экспертизы рассматривались и принимались во внимание обосновывающие материалы и документы, предоставленные АО "Брянские коммунальные системы", которое несет ответственность за их достоверность.
В соответствии с указанным выше пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения корректировка долгосрочного тарифа осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; д) реализация (ввод производственных объектов в эксплуатацию) и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы; е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Необходимая валовая выручка, согласно пункту 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.Как установлено судом, корректировка установленных долгосрочных тарифов на 2016 год произведена УГРТ Брянской области с учетом изменения значений параметров регулирования и предельного роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, установленного по Брянской области в размере 4,4%, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Проверив доводы административного истца об отсутствии учета принципа экономической обоснованности по теплоснабжению в приказе от 18 декабря 2015 года N 41/26-т, суд находит их необоснованными.
В соответствии с пунктом 13 указанных выше Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
С учетом указанных положений УГРТ Брянской области при корректировке тарифов на 2016 год обоснованно приняты заявленные АО "Брянские коммунальные системы" фактические расходы, понесенные в 2014 году, поскольку годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год на момент корректировки не было.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле, указанной в данном пункте.
Согласно протоколу заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, для расчета корректировки операционных (подконтрольных) расходов были применены уточненный индекс потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекс изменения количества активов, коэффициент корректировки операционных (подконтрольных) расходов составил 1,0534. При этом, как следует из расчета уточненного значения коэффициента индексации на 2016 год, изложенного в протоколе правления УГРТ Брянской области, индекс корректировки потребительских цен принят в размере 6,4%, что соответствует декабрю 2016 года прогноза. Суд находит обоснованным данный расчет, т.к. УГРТ Брянской области применен индекс прироста цен к соответствующему месяцу предыдущего 2015 года, в котором проводилась корректировка долгосрочного тарифа.
Из представленных материалов следует, что АО "Брянские коммунальные системы" были заявлены скорректированные операционные (подконтрольные) расходы на 2016 год в размере 589641240 руб. В указанную сумму административным истцом были включены 275646600 руб., не учтенные в предыдущих периодах регулирования по приказу ФСТ России от 25 июля 2013 года N 1011-д.
УГРТ Брянской области рассчитаны скорректированные операционные (подконтрольные) расходы на 2016 год, исходя из утвержденного базового уровня операционных расходов 2015 года, в размере 9324130 руб. с учетом коэффициента индексации операционных (подконтрольных) расходов в размере 1,0534, что составило 9821670 руб., в том числе 1 полугодие 2016 года - 5543350 руб., 2 полугодие 2016 года - 4278320 руб. При этом, в данных операционных расходах включены экономически обоснованные расходы, не учтенные в предыдущих периодах регулирования по приказу ФСТ России от 25 июля 2013 года N 1011-д, в сумме 1383900 руб., с учетом коэффициента индексации операционных (подконтрольных) расходов на 2016 год - 1,0534.
Согласно приказу ФСТ России от 25 июля 2013 года N 1011-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Брянские коммунальные системы" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с управлением государственного регулирования тарифов Брянской области, УГРТ Брянской области предписано в установленном порядке осуществить учет подлежащих дополнительному учету 279030500 руб., неправомерно не учтенных при расчете необходимой валовой выручки ОАО "Брянские коммунальные системы" (исключенных из расчета) на 2013 год, при установлении для ОАО "Брянские коммунальные системы" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014-2016 годы.
Из экспертного заключения по установлению тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям Брянской области на долгосрочный период регулирования 2015-2017 годов следует, что на 2013 год объем необходимой валовой выручки управлением принят в размере 2298,62 млн. руб. при полезном отпуске 1617,29 тыс.Гкал.
В сентябре 2013 года на основании соглашений о расторжении договоров аренды недвижимого имущества N 1, 2, 3 от 13 ноября 2006 года, N 11 от 10 июля 2006 года, N5, 6, 7 от 01 января 2008 года объекты теплоснабжения по гор.Брянску, пгт.Выгоничи, гор.Карачев, с.Жирятино были возвращены ОАО "Брянские коммунальные системы" в ГУП "Брянсккоммунэнерго".
На 2014 год тариф установлен, исходя из объема полезного отпуска, который учитывает изменение теплотехнического оборудования, а именно по 3 котельным. Объем необходимой валовой выручки принят в размере 42305,31 тыс. руб. при полезном отпуске 27,7 тыс.Гкал.
В связи с изменением теплового хозяйства и экономически обоснованных расходов, сумма дополнительного учета 279030,5 тыс.рублей интерполирована с учетом изменения производственной структуры и производственных мощностей эксплуатируемого ОАО "Брянские коммунальные системы" теплоэнергетического комплекса для учета в тарифном решении на 2014 -2016 годы по статьям затрат.
Общая сумма финансовых средств по дополнительному учету составила 4767,81 тыс. руб. При регулировании тарифов на тепловую энергию на 2014 год учтены финансовые средства в сумме 2000,0 тыс. руб. Оставшаяся часть подлежит учету в размере 2767,81 тыс. руб. равными долями на регулируемый период 2015-2016 годов, в том числе, на 2015 год - 1383,90 тыс. руб., на 2016 год-1383,91 тыс. руб.
Таким образом, размер суммы экономически обоснованных расходов, подлежащих дополнительному учету в 2016 году, указанный в протоколе правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, соответствует размеру данной суммы, указанному в разделе "Неучтенные в предыдущих периодах регулирования расходы" экспертного заключения по установлению тарифов на долгосрочный период регулирования 2015-2017 годов в соответствии с приказом УГРТ Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т, в связи с чем, доводы административного истца в этой части являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 39 Методических указаний неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, рассчитанные в соответствии с пунктами 28 и 31 Основ ценообразования и не включающие расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; концессионную плату с учетом пункта 45 Основ ценообразования; арендную плату в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяемую в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; расходы по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации; расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта; суммарная экономия от снижения операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, достигнутая регулируемой организацией в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и включаемая в необходимую валовую выручку в первые пять лет очередного долгосрочного периода регулирования, определенная в соответствии с пунктами 43 - 44 настоящих Методических указаний.
Как видно из материалов дела, АО "Брянские коммунальные системы" были заявлены скорректированные неподконтрольные расходы на 2016 год в размере 26572730 руб., в том числе: 1 полугодие - 13829730 руб. и 2 полугодие - 12743000 руб.
УГРТ Брянской области учтены скорректированные неподконтрольные расходы на 2016 год в размере 8839900 руб., в том числе:
- расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 744190 руб., куда входит плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов - 8 230 руб., расходы на обязательное страхование - 47700 руб., и налог на имущество - 688270 руб.;
- отчисления на социальные нужды в размере 864490 руб.;
-расходы по сомнительным долгам 496280 руб.;
-амортизация основных средств и нематериальных активов в размере 6 675930 руб.;
- налог на прибыль - 59400 руб.
Реестр скорректированных неподконтрольных расходов на 2016 год приведен в протоколе правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, отклонение суммы скорректированных неподконтрольных расходов от предложения предприятия составило 17732830 руб.
Проверив доводы административного истца в части необоснованного занижения корректировки неподконтрольных расходов, а именно при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду и по статьям "иные расходы", "расходы по сомнительным долгам", "амортизация основных средств" и "налог на прибыль", исследовав представленные расчеты и протокол заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов - 8 230 руб. и расходы на обязательное страхование - 47700 руб. приняты УГРТ Брянской области из представленных обосновывающих документов, а именно, расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 год и страховых полисов ОСАГО, ОПО, что не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения дела. Налог на имущество 688270 руб. оставлен на уровне утвержденного приказом N 55/1-т от 19 декабря 2014 года, рассчитанного исходя из среднегодовой стоимости основных средств, и ставки налога на имущество 2,2%. Доказательств, подтверждающих необоснованность произведенных расчетов в этой части, административным истцом не представлено.
Отчисления на социальные нужды приняты УГРТ Брянской области в размере 864 490 руб. исходя из ставки 30,2% от фонда оплаты труда, который учтен в операционных (подконтрольных) расходах с коэффициентом индексации операционных (подконтрольных) расходов на 2016 год (1,0534), что не оспаривается административным истцом.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы по сомнительным долгам определяются в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Как следует из протокола заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, органом регулирования при корректировке неподконтрольных расходов приняты расходы по сомнительным долгам в размере 496280 руб., расчет данной суммы произведен с учетом указанных положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, исходя из установленной необходимой валовой выручки на 2015 год и фактического процента доли населения в общей выручке от реализации за 2014 год, рассчитанного из фактической стоимости отпущенной тепловой энергии для населения по форме 46-ТЭ за 2014 год и общей фактической стоимости отпущенной тепловой энергии по форме 46-ТЭ за 2014 год.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца и специалистом АО "Брянские коммунальные системы" ФИО2 обоснованность указанного расчета, подробно приведенного в протоколе заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, не опровергнута.
С учетом положений пунктов 29 и 39 Методических указаний амортизация основных средств и нематериальных активов, определяется в соответствии с приложением 4.10 к настоящим Методическим указаниям по данным бухгалтерского учета регулируемой организации, при этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.
Согласно пункту 13 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года N 410, амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается административным истцом, подобная программа у АО "Брянские коммунальные системы" отсутствует. Таким образом, оснований для признания необоснованным размера амортизации основных средств и нематериальных активов, принятого органом регулирования на уровне утвержденного значения в сумме 6675930 руб. по приказу УГРТ Брянской области от 19 декабря 2014 года N 55/1-т, не имеется. С учетом положений пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения АО "Брянские коммунальные системы" не лишено возможности представить сведения о дополнительных экономически обоснованных расходах на амортизацию для учета в следующем периоде регулирования.
Налог на прибыль обоснованно рассчитан УГРТ Брянской области, исходя из размера скорректированной прибыли, с учетом ставки налога на прибыль, определенной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Данных, опровергающих расчет скорректированной прибыли на 2016 год, который приведен в протоколе заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, административным истцом не представлено.
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что органом регулирования принята прибыль предприятия (0,5 % от необходимой валовой выручки), рассчитанная в соответствии с пунктом 41 Методических указаний, согласно которому нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе, необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 настоящих Методических указаний на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Доводы административного истца о том, что при корректировке тарифов не была принята расчетная предпринимательская прибыль в размере 3203580 руб. суд находит необоснованными, поскольку, как следует из объяснений специалиста УГРТ Брянской области ФИО1 и исследованных в судебном заседании материалов, указанная сумма расчетной предпринимательской прибыли при корректировке не принята органом регулирования ввиду ее отсутствия в базовом расчете долгосрочного тарифа на тепловую энергию на 2015 - 2017 годы. Данные обстоятельства административным истцом не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 50 Методических указаний, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 настоящих Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом; стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития.
Из материалов дела следует, что АО "Брянские коммунальные системы" были заявлены скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды на 2016 год в размере 27696040 руб., в том числе: 1 полугодие - 14123860 руб., 2 полугодие - 13572180 руб.
УГРТ Брянской области приняты скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды в размере 28575740 руб., т.е. в большем размере, отклонение суммы скорректированных неподконтрольных расходов от предложения предприятия в данном случае составило + 879,70 тыс. руб. При этом, объемы энергетических ресурсов, холодной воды приняты при корректировке в тех же плановых значениях, учтенных в принятом тарифном решении на 2015 - 2017 годы, цены покупки единицы энергетических ресурсов (топлива, электрической энергии, холодной воды) скорректированы с учетом индексов изменения цен, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.
Согласно материалам дела, для учета в корректировке тарифов на 2016-2017 годы АО "Брянские коммунальные системы" заявлены убытки от деятельности в размере 54928180 руб., равными частями на 2016 год и на 2017 год.
Для учета в корректировке на 2016 год результатов деятельности АО "Брянские коммунальные системы" за 2014 год, УГРТ Брянской области произведен анализ финансовой деятельности общества за 2014 год исходя из данных бухгалтерской, статистической отчетности, представленных обосновывающих документов, в ходе которого установлено, что по данным отчета о финансовых результатах за 2014 год выручка от реализации услуг теплоснабжения составила 40234000 руб., при полезном отпуске 25790 Гкал, что соответствует статистической отчетности АО "Брянские коммунальные системы".
Себестоимость услуг по теплоснабжению по отчету о финансовых результатах за 2014 год составила 85444000 руб. По отчету о финансовых результатах за 2014 год убыток от продаж по регулируемому виду деятельности составил 45 210 000 руб.
С учетом прочих доходов и расходов за 2014 год у АО "Брянские коммунальные системы" сложилась прибыль в размере 84 292 000 руб.
В результате проведенного анализа по статьям затрат УГРТ Брянской области были приняты экономически обоснованные расходы, за исключением энергоресурсов (так как экономия от снижения потребления энергетических ресурсов сохранена за регулируемой организацией), в сумме 2398160 руб., в том числе: сырье и материалы (с учетом ГСМ) - 44860 руб.; услуги производственного характера -1400910 руб.; налоги - 950 670 руб.
Таким образом, доводы административного истца о необоснованном принятии органом регулирования расходов в сумме, меньше заявленной административным истцом, являются необоснованными, т.к. органом регулирования в данном случае приняты экономически обоснованные расходы с учетом анализа финансовой деятельности предприятия.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 год N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 9 статьи 32 названного Федерального закона тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 90 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию; значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
В соответствии с пунктом 92 указанных Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены приказом Минстроя России от 04 апреля 2014 года N 162/пр.
Плановые значения показателя энергетической эффективности в сфере горячего водоснабжения - удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды, определяется с учетом фактических значений показателей (количества тепловой энергии и объема подогретой горячей воды) за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные (пункт 14 названного Порядка).
Как установлено судом, при представлении предложений об установлении тарифов на горячую воду на 2016 год АО "Брянские коммунальные системы" не представило сведения о фактических значениях количества тепловой энергии на подогрев за последний отчетный период.
Из представленных расчетов следует, что расчет тарифа на горячую воду на 2016 год заявлен АО "Брянские коммунальные системы" исходя из количества тепловой энергии на подогрев 0,0631 Гкал/куб.метр по следующим параметрам: 60 ? С - температура горячей воды, отпускаемой потребителям; 9,176 ?С - температура холодной воды; 983,13 кг/куб.метр - плотность горячей воды; 0,262 - коэффициент тепловых потерь в системах горячего водоснабжения потребителей.
Органом регулирования на 2016 год для потребителей АО "Брянские коммунальные системы" для расчета платы за горячую воду в расчете за 1 куб. метр принято плановое значение количества тепловой энергии 0,0577 Гкал/куб. метр по следующим параметрам: 56,27 ? С - средняя температура горячей воды; 9,375?С - средняя температура холодной воды; 0,25 - коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами с изолированными стояками и полотенцесушителями, а также с неизолированными стояками и без полотенцесушителей.
Доводы административного истца о том, что в расчетной формуле температура горячей воды на выходе из систем теплоснабжения принята ниже 60? С, не свидетельствуют о необоснованности указанного расчета, поскольку, как следует из объяснений специалиста УГРТ Брянской области ФИО1., корректировка тарифов на услуги горячего водоснабжения в данном случае выполнена по следующим параметрам: температуры горячей воды - с учетом допустимых отклонений температуры подачи горячей воды потребителю в ночное и дневное время в размере 3,4 ? С; температуры холодной воды - исходя из продолжительности отопительного периода 198 дней по данным метеостанции города Брянск; коэффициента потерь в связи с отсутствием обосновывающих документов (двухсторонние акты обследования систем горячего водоснабжения потребителей).
Таким образом, средняя температура горячей воды принята органом регулирования с учетом допустимых отклонений, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Двухкомпонентные тарифы на горячую воду для потребителей в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую АО "Брянские коммунальные системы" на 2016 год, установлены органом регулирования с учетом утвержденных тарифов на тепловую энергию и холодную воду, сложившегося удельного количества тепловой энергии для подогрева 1 куб.м. холодной воды.
Доводы административного истца о том, что при изменении размера компонента на холодную воду в сторону увеличения, остался неизменным тариф на горячую воду, установленный на период с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года, также не свидетельствуют о необоснованности произведенного расчета тарифа на горячую воду, поскольку, с учетом срока действия тарифа, с 01 января 2016 года рост тарифа составляет 100%, а с 01 июля 2016 года тариф на услуги горячего водоснабжения скорректирован в сторону увеличения.
Таким образом, изучив экспертное заключение по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Брянские коммунальные системы" потребителям Брянской области на 2015-2017 годы, экспертное заключение по уровню тарифов на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области на 2015-2017 годы по АО "Брянские коммунальные системы", экспертное заключение по корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "Брянские коммунальные системы" потребителям Брянской области на 2016 год, экспертное заключение по корректировке тарифов на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области на 2016 год по АО "Брянские коммунальные системы", протокол заседания правления УГРТ Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41, материалы, направленные АО "Брянские коммунальные системы" для корректировки установленных тарифов, суд приходит к выводу, что корректировка тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО "Брянские коммунальные системы" потребителям Брянской области на 2016 год и на услуги горячего водоснабжения, оказываемые потребителям Брянской области на 2016 год по АО "Брянские коммунальные системы", осуществлена органом регулирования с соблюдением требований действующего законодательства.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из установленного статьей 3 Федерального закона "О теплоснабжении" принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления АО "Брянские коммунальные системы" о признании недействующими оспариваемых им приказов управления государственного регулирования тарифов Брянской области.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления АО "Брянские коммунальные системы" о признании недействующими приложения 2.4 к приказу управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/26-т "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области" и приказа управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18 декабря 2015 года N 41/33-гвс "О внесении изменений в правовой акт управления государственного регулирования тарифов Брянской области", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.