Судья Краснодарского краевого суда Шелудько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Семихатского Р.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 30 марта 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
обжалуемым постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 30 марта 2016 года в отношении религиозной организации "Новороссийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, руководитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Семихатский Р.В. просит решение судьи нижестоящей инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Одновременно заявитель просит восстановить процессуальный срок обжалования судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу положений ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судья вышестоящей инстанции полагает возможным удовлетворить ходатайство заявителя жалобы о восстановлении процессуального срока.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по доверенности Вознюк В.С., настаивавшей на доводах жалобы, пояснения представителя религиозной организации "Новороссийская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" адвоката Береза О.А., просившей оставить постановление судьи без изменения, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены постановления судьи районного суда.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 06.08.2015 г. N560-Р Религиозной организации "Новороссийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" (далее - Религиозная организация), под строительство объекта "Соборный комплекс в честь святителя Николая Чудотворца в г. Новороссийске", предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 10 лет из земель населенных пунктов земельный участок площадью 47348 кв. м с кадастровым номером 23:47:0310011:136, с видом разрешенного использования "культовые здания", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира 353910 Краснодарский край, г. Новороссийск, пр. Ленина.
Пунктом 2.2 распоряжения установлено ограничение - не допускать строительство новых объектов до разработки, согласования, проведения экспертиз и утверждения проектной документации, а также оформления разрешения на строительство в установленном порядке.
Поводом составления главным специалистом-экспертом отдела экономической, правовой деятельности и государственного реестра управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее - Управление) Вознюк B.C. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Религиозной организации послужил факт обнаружения в декабре 2015 года на территории указанного земельного участка, частично расположенного в границах зон охраны объекта археологического наследия "Турецкая крепость "Суджук Кале", вырытого котлована и ведения землеустроительных работ в отсутствие направленного в адрес Управления договора на проведение надзора за специалистом-археологом.
Также в протоколе указано на несоблюдение Религиозной организацией ограничений при проведении работ, указанных в разъяснениях управления в адрес МКУ "Управление строительства", в которых разъяснены требования при строительстве "Соборного комплекса".
В протоколе об административном правонарушении указано, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0310011:136 находится в непосредственной близости от нескольких объектов культурного наследия и затрагивает, в том числе зоны охраны объекта археологического наследия "Турецкая крепость "Суджук Кале", расположенного у корня Суджукской косы, (поставлен на государственную охрану решением Краснодарского крайисполкома от 31.08.1981 года N540,3аконом Краснодарского края от 17.08.2000 г. N313-К3 "О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края", госномер 180) и охраняется в соответствии с действующим законодательством. До разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона N3223-3 установлены границы зон охраны. Для объектов археологического наследия "крепость" данные границы составляют 200 м. от границ памятника по всему периметру.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Согласно п. 4 чт. 11 Закона N3223-К3 в границах зон охраны объекта археологического наследия до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон допускаются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природный ландшафт.
В соответствии с пунктом 7 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
Вместе с тем, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территории объекта археологического наследия "Турецкая крепость "Суджук Кале" и об охранных зонах, ограничивающих использование земельного участка религиозной организацией.
В силу ст. 13 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 г. N 3223-К3 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" на объектах культурного наследия регионального значения в обязательном порядке устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах. Информационные надписи и обозначения изготавливаются в виде прямоугольной пластины с нанесением на нее надписей и обозначений методом, обеспечивающим их хорошую различимость, читаемость и длительную сохранность.
Согласно положениям пунктов 1,2 ст. 10, пункта 1 ст. 11 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 г. N3223-К3 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия территорией таких объектов признается часть земной поверхности, занятая соответствующими объектами.
Границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия нормативными правовыми актами краевого органа охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем, как следует из доводов представителя Религиозной организации, при осмотре земельного участка с кадастровым номером 23:47:0310001:1 не была обнаружена информационная надпись, содержащая информацию об объекте археологического наследия "Турецкая крепость "Суджук Кале".
В материалах дела отсутствует как графическая, так и документальная информация о конкретном местоположении "крепости" и границах охранной зоны объекта археологического наследия "Турецкая крепость "Суджук Кале".
Управлением не доказан факт доведения до Религиозной организации режима ограничений при ведении строительства, указанного в письме Управления от 02.12.2015 г. Поскольку данное письмо было адресовано МКУ "Управление строительства".
Вместе с тем, как следует из представленных доказательств, в целях проявления должной осмотрительности, и, учитывая расположение земельного участка в районе активных боевых действий во времена Великой Отечественной войны, по заказу Религиозной организации была выполнена инженерная разведка местности на наличие или отсутствие взрывоопасных предметов, признаков незахороненных останков и неизвестных захоронений погибших при защите Отечества, а также объектов военной истории. Заключением ООО "Региональный инженерно-технический центр" от 18.02.2015 г. было установлено отсутствие на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0310011:136 признаков незахороненных останков и неизвестных захоронений, а также объектов военной истории.
Кроме того, земляные работы на месте котлована под главный Кафедральный Собор проводились под наблюдением специалиста ООО "Региональный инженерно-технический центр". Согласно справке указанного общества от 28.03.2016 г. N17 в процессе выполнения обозначенных работ признаков неизвестных захоронений, взрывоопасных предметов, объектов военной истории или других находок в котловане не обнаружено. При этом, обнаружены магистральный канализационный трубопровод, подземный электрический силовой кабель, на глубине свыше 1 метра наличие строительного мусора, доказывающий факт завозного грунта.
По заказу Религиозной организации экспертом ИП Самарцевой Л.Н. произведено обследование земельного участка, предоставленного Религиозной организации. Согласно заключению данного эксперта, являющегося кадастровым инженером, неопределенность местоположения остатков сооружения Турецкой крепости "Суджук Кале", а также охранной зоны, не позволяют однозначно определить, находится ли строящийся объект "Соборный комплекс в честь святителя Николая Чудотворца" в границах охранной зоны объекта культурного наследия - Турецкой крепости "Суджук-Кале" и оказывает ли влияние начатое строительство на объект исторического наследия - Турецкую крепость "Суджук Кале".
Из представленной экспертом схемы границ земельных участков следует, что между участком Религиозной организации и земельным участком под обслуживание ансамбля "Малая земля" имеется разрыв - автомобильная дорога. В радиусе 200 метров от крайних точек проектного фундамента строящегося объекта Соборного комплекса, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0310011:136 отсутствуют стоящие на государственном кадастровом учете земельные участки под объектами археологического наследия - Турецкой крепости "Суджук Кале", а также отсутствуют сведения о зданиях и сооружениях с аналогичным видом разрешенного использования. По данным ГКН на 28.03.2016 г. на кадастровые кварталы 23:47:0310011 и 23:47:0310001 сведения о территориальных зонах и охранных зонах памятника истории и культуры Турецкой крепости "Суджук Кале", внесенные в установленном порядке отсутствуют.
Таким образом, действиями Религиозной организации при проведении земляных работ для последующего строительства Собора не причинен вред объектам культурного наследия. Управлением также не представлено доказательств установления границ охранных зон.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод районного суда об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы не могут быть приняты судьей в качестве основания к отмене постановления судьи первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного постановления.
Таким образом, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
решил:
постановление Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 30 марта 2016 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.