Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае по доверенности " Ф.И.О. "4 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кобж Р.Ш. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества к Краснодарскому крае, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании межевой информации недействительной, признании границ земельного участка, расположенного в а. Агуй-Шапсуг по " ... ", согласованными с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером " ... " и внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о границах указанного земельного участка.
В обоснование своих требований ссылается на то, что при формировании земельного участка на котором у него расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, было выявлено пересечение границ с участком лесного фонда, границы которого не установлены на местности с определенной точностью.
Однако, ТУ Росимущества в Краснодарском крае необоснованно отказывает ему в согласовании границ земельного участка.
Кобж Р.Ш. не может поставить сформированный земельный участок на кадастровый учет по результатам межевания, что в свою очередь является препятствием для оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Туапсинского районного суда от 29 декабря 2015 года удовлетворены исковые требования Кобжа Р.Ш. к ТУ Росимущества в Краснодарском крае, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерству природных ресурсов Краснодарского края, признана недействительной межевая информация в отношении земельного участка, относящегося к лесному фонду, расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", по смежеству с земельным участком с кадастровым номером " ... ", по " ... ", установлена граница между земельным участком по " ... " и земельным участком лесного фонда с кадастровым номером " ... ", по границе земельного участка, согласно представленному межевому плану, выполненному кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 08.09.2014г.
С указанным решением суда не согласилась представитель ТУ Росимущества в Краснодарском крае по доверенности " Ф.И.О. "4 и подала жалобу, в которой указывает, что если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, необоснованно руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости, что обусловлено действующим законодательством, согласно которому, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя исковые требования Кобжа Р.Ш., суд первой инстанции руководствовался тем, что сведения о земельном участке, принадлежащем Кобжу Р.Ш. содержатся в государственном кадастре недвижимости с 2005 года, согласных данным которого, указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, земельный участок предоставлялся Кобжу Р.Ш. из земель населенных пунктов администрацией муниципального образования, в иную категорию не переводился, никогда не относился к землям лесного фонда. Границы земельного участка, принадлежащего Кобжу Р.Ш. не изменялись, имеют фактические ограждения и согласно заключению кадастрового инженера существуют на местности более 15 лет. Данных о том, что имеет место самозахват земельного участка, представителями ответчиков не представлено. Границы участка были согласованы с администрацией Небугского сельского поселения путем утверждения схемы расположения земельного участка.
Также, судом первой инстанции учтено, что как следует из заключения кадастрового инженера, земельный участок по " ... " находится в границах населенного пункта " ... ", категория земель определена, как земли населенных пунктов, границы земельного участка принадлежащего Кобжу Р.Ш. были определены органом местного самоуправления, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о границах лесного фонда в 2008 году является неточным, в связи с чем, суд пришел к выводу о необоснованности отказа ТУ Росимущества в Краснодарском крае в согласовании границы земельного участка, вследствие чего, межевая информация в отношении лесного участка, с указанием пересечения с земельным участком по " ... ", является ошибочной и подлежит корректировке.
Однако, судом апелляционной инстанции усматривается, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, Кобж Р.Ш. является собственником земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером " ... ", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для приусадебного земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", а. Агуй-Шапсуг, " ... ".
Право собственности на земельный участок Кобжа Р.Ш. возникло на основании приказа Туапсинского плодосовхоза от 11.02.1980г. и выписки из похозяйственной книги.
Сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены 15.09.2005г., как ранее учтенного, без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства..
На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 56 кв.м, построенный в 1968 году, право на который зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2014г.
В целях внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка Кобж Р.Ш. обратился к кадастровому инженеру для выполнения межевых работ.
Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок, принадлежащий Кобжу Р.Ш., имеет пересечение с обособленным земельным участком с кадастровым номером " ... ", расположенным по адресу: " ... " Джубгское лесничество, площадь пересечения составляет 1013 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером обособленного земельного участка " ... ", имеет площадь 9958 кв.м, относится к землям лесного фонда - Лермонтовского участкового лесничества в составе Джубгского лесничества, поставлен на государственный кадастровый учет 04.02.2008г., а его границы установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Письмом ТУ Росимущества в Краснодарском крае Кобжу Р.Ш. отказано в согласовании местоположения уточняемого земельного участка, влекущем за собой последующее изменение местоположения границ и уменьшение площади федерального земельного участка.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
В силу ст. 39 указанного закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 6, ст. ст. 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основании разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При этом перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Так, на основании ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов предусмотрен ст. 84 Земельного кодекса РФ.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что согласование местоположения границы уточняемого земельного участка, с кадастровым номером " ... " влечет за собой последующее изменение местоположения границ и уменьшение площади земельного участка лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что ТУ Росимущества в Краснодарском крае обоснованно отказано Кобжу Р.Ш. в согласовании местоположения границы уточняемого земельного участка, с кадастровым номером " ... ", в связи с чем, решение Туапсинского районного суда от 29 декабря 2015 года об удовлетворении исковых требований Кобжа Р.Ш. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции, в том числе, вправе по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае по доверенности " Ф.И.О. "4 удовлетворить.
Решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 29 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение об оставлении исковых требований Кобжа Р.Ш. к Росимущества в Краснодарском крае, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании недействительной межевой информации в отношении земельного участка, относящегося к лесному фонду, расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", по смежеству с земельным участком с кадастровым номером " ... ", по " ... ", уставнолении границы между земельным участком по " ... " и земельным участком лесного фонда с кадастровым номером " ... ", по границе земельного участка, согласно представленному межевому плану, выполненному кадастровым инженером " Ф.И.О. "7 08.09.2014г. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.