Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре Белякова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев А.В. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровой стоимостью **** рубля, в размере его рыночной стоимости **** рублей по состоянию на 02 июня 2015 года.
В обоснование указывает, что постановлением администрации города Владимира N2397 от 03 июля 2015 года данный земельный участок предоставлен ему в собственность за плату. Значительное превышение кадастровой стоимости над его действительной рыночной стоимостью нарушает право административного истца на выкуп земельного участка по цене, сформированной исходя из величины кадастровой стоимости, соответствующей рыночной стоимости земельного участка.
После проведения по делу судебной экспертизы, по заключению которой рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 02 июня 2015 года определена в размере **** рублей, административный истец, согласившись с указанным заключением, уточнил заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости в размере **** рублей по состоянию на 02 июня 2015 года.
Административный истец Тимофеев А.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.
Административный ответчик администрация города Владимира представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, также указав, что результаты и методы проведения судебной экспертизы, а также право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не оспаривает.
Административный ответчик ФГБУ "ФКП "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, возражений относительно уточненного административного искового заявления не представили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд, с учётом мнения участвующего в судебном заседании представителя административного истца, определилрассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся административного истца Тимофеева А.В., представителей администраций города Владимира, ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Владимирской области, Управления Росреестра по Владимирской области.
Исследовав и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тимофеев А.В. является собственником нежилого здания (гаража) общей площадью **** кв.м., расположенного по адресу: **** (л.д. 8).
В соответствии с постановлением главы администрации города Владимира от 03 июля 2015 года N2397 "О предоставлении Тимофееву А.В. в собственность за плату земельного участка по местоположению: ****" административному истцу предоставлен в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** +/-43 кв.м., расположенный по адресу: ****, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий разрешенное использование - **** (л.д.144).
Земельный участок с кадастровым номером **** поставлен на кадастровый учет **** года в связи с изменением вида разрешенного использования (л.д. 9).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером **** внесены в государственный кадастр недвижимости внесены недвижимости 02 июня 2015 года в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222, предусматривающим, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В силу пункта 1.4 Методических указаний относительно земельного участка с кадастровым номером был оформлен Акт определения кадастровой стоимости земельных участков б/н от 02 июня 2015 года, в соответствии с которым кадастровая стоимость названного земельного участка составляет **** рублей (л.д.17, 156-157).
Исходя из положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** является 02 июня 2015 года - дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
29 декабря 2015 года Тимофеев А.В., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **** является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как собственника, обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд (л.д.2-3).
В обоснование своих требований административный истец представил в суд отчет ООО " ****"" N **** от **** года, в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **** определена по состоянию на 02 июня 2015 года в размере **** рублей (л.д.18-112) и положительное экспертное заключение на подтверждение стоимости саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация " ****" N **** от **** года (л.д.121-142).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Тимофеев А.В., как собственник недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ****, обладает исключительным правом на выкуп этого земельного участка, выкупная цена которого зависит от кадастровой стоимости. В связи с чем, суд приходит к выводу, что у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 02 июня 2015 года и соответствие отчета ООО "Экспертно-аналитический центр " ****" N **** от **** года требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д.159-161).
Согласно заключению экспертов ООО " ****" У. и С. N **** от **** года величина рыночной стоимости по состоянию на 02 июня 2015 года земельного участка с кадастровым **** составляет **** рублей (л.д.170-276).
Экспертиза проведена сотрудниками общества с ограниченной ответственностью " ****" У., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности 9 лет, стаж работы судебного эксперта с 2013 года и С., имеющей соответствующее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2014 года, стаж работы судебного эксперта с 2015 года, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертов N **** от **** года соответствует требованиям, предъявляемым статьёй 82 Кодекса административного и судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, Федерального стандарта оценки (ФСО-7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, а также действовавшим на период оценки, составления названного заключения экспертов, Федерального стандарта оценки (ФСО-1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256, Федерального стандарта оценки (ФСО-2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N255, Федерального стандарта оценки (ФСО-3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, содержит полное описание объекта оценки и произведенного расчета его рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, а также расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Правильность заключения экспертов, отвечающего требованиям статей 49,77,79,82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сторонами в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, это заключение оспорено не было, возражений относительно установленной экспертами рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером **** по состоянию на 02 июня 2015 года, а также формы и содержания экспертного заключения не поступало.
Оценив заключение экспертов в соответствии с правилами статьи 84, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что выводы экспертов отвечают принципам обоснованности и однозначности, а представленное заключение является объективным и допустимым доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
На основании заключения экспертов 28 января 2016 года Тимофеев А.В., согласившись с ним, в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил установить по состоянию на 02 июня года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной стоимости **** рублей.
Представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости, составленный ООО " ****"" N **** от **** года, суд не принимает в качестве достоверного и допустимого доказательства по данному делу в связи с его несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Данное обстоятельство подтверждается вышеназванным экспертным заключением ООО " ****", из которого следует, что независимым оценщиком использовались при анализе рынка земельных участков данные организации и мнение специалистов без указания их квалификации и степени участия в проведении оценки; информация, определяемая его мнением, не подтверждена анализом данного значения на соответствие рыночным данным; при анализе рынка продажи земельных участков не приведены фактические данные о ценах сделок и (или) предложений из сегментов рынка, к которым может быть отнесен объект оценки, кроме объектов-аналогов.
Положительное экспертное заключение на подтверждение стоимости саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация " ****" N **** от **** года фактически носит нормативно-методический характер и не является подтверждением рыночной стоимости спорного объекта оценки, определенной ООО " ****"".
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адрес: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 02 июня 2015 года, в размере его рыночной стоимости **** рублей.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления, а Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 указанного Федерального закона).
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** в размере его рыночной следует считать 29 декабря 2015 года, то есть дату обращения Тимофеева А.В. в суд.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, то есть сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьёй 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, данное решение в силу прямого указания закона является основанием для внесения сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Тимофеева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, имеющего разрешенное использование - ****, по состоянию на 02 июня 2015 года, в размере его рыночной стоимости **** рубля 00 копеек.
Считать датой подачи административного искового заявления Тимофеева А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **** равной его рыночной стоимости 29 декабря 2015 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Владимирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда О.А. Кирюшина
****
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.