СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Жуковской С.В., Сироткиной Е.М.
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 26 мая 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Крылосова А.А., Крылосовой Е.А. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 9 марта 2016 года, которым
в удовлетворении требований Крылосова А.А., Крылосовой Е.А. к администрации МОГО "Ухта" о признании постановления администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... "О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий" незаконным, обязании администрации МОГО "Ухта" восстановить Крылосова А.А. с членами семьи Крылосовой Е.А., К. А.А. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории "молодая семья" с "Дата обезличена", включить Крылосова А.А. с членами семьи Крылосовой Е.А., К.А.А. в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в ... году, выдать в порядке, предусмотренном подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, Крылосову А.А. с членами семьи Крылосовой Е.А., К.А.А. свидетельство на получение в ... году социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, к Министерству образования и молодежной политики Республики Коми об обязании включить Крылосова А.А. с членами семьи Крылосовой Е.А., К.А.А. в список (сводный список) молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в ... году по Республике Коми в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы отказано.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Крылосов А.А. и Крылосова Е.А. обратились в суд с иском к администрации МОГО "Ухта" о признании постановления администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... "О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий" незаконным, обязании восстановить с членами семьи на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории "молодая семья" с "Дата обезличена", включить с членами семьи в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в ... году, выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, к Министерству образования и молодежной политики Республики Коми об обязании включить с членами семьи в список (сводный список) молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году по Республике Коми в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... семья Крылосовых принята на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории "молодая семья". Постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... семья истцов снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, на том основании, что истцы намеренно ухудшили жилищные условия, продав жилое помещение и долю в жилом помещении. Считают, что указанное постановление является незаконным, поскольку продажа объектов недвижимости была произведена до брака истцов, что, по мнению заявителей, свидетельствует об отсутствии у них умысла на совершение намеренных действий с целью ухудшения жилищных условий.
Определением суда от 28 января 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта".
Определением суда от 28 января 2016 года ответчик Агентство Республики Коми по делам молодежи заменено на правопреемника Министерство образования и молодежной политики Республики Коми.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истцы настаивали.
Представитель администрации МОГО "Ухта" просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель МУ "Управление образования" администрации МОГО "Ухта" с требованиями не согласился.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 N 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 3 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" снятие граждан с учета осуществляется уполномоченным органом в случае утраты оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" от 01.03.2006 N 23 "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО "Ухта" составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Материалами дела установлено, что истцы состоят в зарегистрированном браке с "Дата обезличена".
Крылосова Е.А. имеет несовершеннолетнего ребенка - К. А.А., ... года рождения.
Семья Крылосовых проживает по адресу "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м.
Квартира находится в долевой собственности истцов и К. А.А. на основании договора купли-продажи от "Дата обезличена".
В период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Крылосову А.А. на праве собственности принадлежало жилое помещение - квартира по адресу: "Адрес обезличен", площадью ... кв.метров.
После продажи указанной квартиры Крылосов А.А. приобрел другое жилое помещение - комнату N ... в доме по адресу: "Адрес обезличен", площадью ... кв.метров, и его обеспеченность жилым помещением стала менее учетной нормы.
Кроме того, в период времени с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" Крылосова Е.А. была сособственником жилого помещения ( ... доля в праве), расположенного по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.метров.
В данной квартире, включая Крылосову Е.А. и её сына К. А.А., были зарегистрированы 8 человек.
... года Крылосова Е.А. продала ... долю в квартире, расположенной по адресу: "Адрес обезличен".
... года Крылосов А.А. обратился в администрацию МОГО "Ухта" с запросом о принятии на учёт на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории "молодая семья" с составом семьи он, истец Крылосова Е.А., ее несовершеннолетний сын К. А.А., в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.метров.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... Крылосов А.А. с членами семьи Крылосовой Е.А., К. А.А. принят на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории "молодая семья".
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... семья истцов признана участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от "Дата обезличена" N ... Крылосов А.А. и члены его семьи сняты с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальных выплат.
Приказом Агентства Республики Коми по делам молодежи от "Дата обезличена" N ... семья Крылосовых исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году по Республике Коми.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями вышеуказанных правовых норм, пришел к обоснованному выводу, что при принятии решения о нуждаемости семьи истцов в улучшении жилищных условий обосновано были приняты во внимание жилые помещения, находящиеся в собственности истцов, а также ранее отчужденное жилое помещение и доля в жилом помещении.
При этом, суд правильно указал, что отчуждение ранее принадлежащих на праве собственности истцам объектов жилищных прав, а именно квартиры по адресу: "Адрес обезличен", и ... доли в праве собственности на квартиру по адресу: "Адрес обезличен", является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку с момента отчуждения и до вынесения оспариваемого решения не прошло более пяти лет. При условии сохранения права собственности на квартиру и долю в праве собственности на квартиру семья истцов не относилась бы к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как на каждого члена семьи приходилось более установленной учетной нормы на территории г. Ухта.
В связи с изложенным, доводы апелляционных жалоб об обратном отклоняются.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрацией МОГО "Ухта" при подсчете нуждаемости в улучшении жилищных условий необоснованно не были включены два человека, проживающие по адресу: "Адрес обезличен", которые были зарегистрированы и проживали в указанном жилом помещении, является несостоятельным, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ учету подлежит суммарная площадь принадлежащего на праве собственности гражданину жилого помещения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и правильно отклонены по мотивам, приведенным в судебном решении и настоящем определении.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 9 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крылосова А.А., Крылосовой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.