Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Савина А.И.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 26 февраля 2016 года по иску Удалова Н.Б. к администрации Мийнальского сельского поселения, Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании решения администрации Мийнальского сельского поселения недействительным и понуждении к действиям.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ( ... ) и жилого дома, расположенного на данном участке. 20.12.2011г. истец обратился с заявлением в администрацию Лахденпохского муниципального района о заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером ( ... ), входящий в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером ( ... ), в состав которого также входят земельные участки с кадастровыми номерами ( ... ). Местонахождение испрашиваемого земельного участка в аренду было согласовано с администрацией Мийнальского сельского поселения. Решением администрации Лахденпохского муниципального района от 05.03.2012г. N ( ... ) согласована передача истцу в аренду испрашиваемого земельного участка. При выполнении кадастровых работ выяснилось, что кадастровый план неверно показывает местонахождение земельного участка с кадастровым номером ( ... ), часть находится на землях Гослесфонда, что не соответствует действительности. Фактически земельный участок с кадастровым номером ( ... ) окружает земельный участок с кадастровым номером ( ... ) что было установлено решением Лахденпохского районного суда от 31.03.2009г. по гражданскому делу N2 ( ... ) После исправления кадастровой ошибки истец обратился в администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлением о разделении земельного участка с кадастровым номером ( ... ) в своем ответе администрация разрешилараздел данного участка. 02.09.2015г. истец направил в администрацию Мийнальского сельского поселения заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3000 кв.м. Администрация Мийнальского сельского поселения в своем решении от 13.10.2015г. N ( ... ) отказала в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что земельный участок накладывается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером ( ... ). Истец полагал отказ администрации Мийнальского сельского поселения неправомерным, указал, что все необходимые разрешения, согласования им получены. В 2011г. администрация Мийнальского сельского поселения согласовала местонахождение истребуемого в аренду земельного участка при наличии в кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером ( ... ) Ранее земельный участок ( ... ) находился в собственности Кулагиной Н.Ю., решением Лахденпохского районного суда её право собственности на участок было прекращено. По мнению истца, на основании ст.24 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сведения о земельном участке с кадастровым номером ( ... ) должны были быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости, так как по истечении двух лет со дня его постановки на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него.
Ссылаясь на ст.ст.11,12 Гражданского кодекса РФ, истец просил признать решение администрации Мийнальского сельского поселения от 13.10.2015г. N ( ... ) недействительным: обязать администрацию Мийнальского сельского поселения утвердить схему расположения земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: ( ... ), кадастровый квартал ( ... ).
Определением суда от 08.02.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Настаивает на удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд не учел то обстоятельство, что им (истцом) было получено согласование о местонахождении испрашиваемого земельного участка, а администрацией Лахденпохского муниципального района принято решение о разделе испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером ( ... ). Суд не применил п. 1 ст. 11.2, п. 4 ст. 11.2, п. 6 ст. 11.4, п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, согласно которым при получении согласия землевладельца о разделе земельного участка отказ на основании ч. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ не предусмотрен. Кроме того, в решении суда отсутствует ссылка на норму закона, которой суд руководствовался при отказе в удовлетворении исковых требований и которая обязывает органы государственной власти отказывать в утверждении схемы раздела испрашиваемого земельного участка при полученном согласии землевладельца.
В возражениях на апелляционную жалобу ГКУ РК "Управление земельными ресурсами" полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что испрашиваемый истцом земельный участок накладывается на другой земельный участок, который не может быть снят кадастрового учета, поскольку снятие ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета ФЗ N 221 "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из положений статей 39.17 - 39.19 Земельного кодекса РФ следует, что порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в муниципальной собственности, за плату или бесплатно предполагает заявительный порядок, с обязательным предоставлением документов предусмотренных Законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 1 ст. 48 настоящего федерального закона установлено, что он вступает в силу с 1 марта 2008 года, за исключением части 4 статьи 4 и части 6 статьи 47 настоящего Федерального закона.
В статье 24 указанного закона указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч.2 ст. 25 указанного Федерального закона орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. N 42, формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Из материалов дела следует, что Удалов Н.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером ( ... ) расположенного по адресу: ( ... ) кадастрового квартала N ( ... ), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для строительства индивидуального дома-дачи, площадью 600 кв.м; объекта недвижимости - здание с кадастровым номером ( ... ), расположенного по адресу: ( ... ), назначение - жилой, площадью - 48 кв.м. Истец обратился в администрацию Мийнальского сельского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ( ... ), входящего в состав земельного участка единого землепользования N ( ... ), правообладателем которого является администрация Лахденпохского муниципального района, разрешение на раздел земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью 32771 кв.м имеется. Администрация Мийнальского сельского поселения письмом от 23.10.2015г. N ( ... ) отказала Удалову Н.Б. в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок накладывается на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером ( ... ). Удалов Н.Б. не согласился с отказом и обратился с настоящим иском в суд.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, отказал истцу в удовлетворении заявленных требований. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, поскольку судом правильно установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером ( ... ), который в силу вышеприведенных норм законодательства не может быть снят с государственного кадастрового учета в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с истечением срока временного характера сведений о земельном участке, так как не имеет временного статуса, а является ранее учтенным.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправомерности обжалуемого решения суда, поскольку до настоящего времени сведения о земельном участке с кадастровым номером ( ... ) учтены в государственном кадастре недвижимости со статусом ранее учтенный, наложение земельных участков не устранено.
Решение суда по настоящему делу судебная коллегия находит законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 26 февраля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.