судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - Квасовой О.А.,
судей - Авдеевой С.Н., Трофимовой М.В.,
при секретаре Паниной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н. гражданское дело по иску С.В.В. к ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о восстановлении пенсионных прав
по апелляционной жалобе ФКУ Военный комиссариат Воронежской области
на решение Центрального районного суда г.Воронежа
от 16 декабря 2015 года
(судья райсуда Багрянская В.Ю.),
УСТАНОВИЛА:
С.В.В. обратился в суд с иском к ФКУ Военный комиссариат Воронежской области о восстановлении пенсионных прав, нарушенных при назначении пенсии 07.11.1997 года.
В обоснование заявленных требований указал, что является военным пенсионером. При назначении пенсии ответчик в нарушение требований закона неверно рассчитал ему размер пенсии исходя из той должности, которую он занимал при увольнении. С.В.В. полагает, что, поскольку он уволен со службы после 20 ноября 1995 года, то расчет пенсии ему следовало производить исходя из должностного оклада по ранее занимаемой должности (вышестоящей), с которой он был переведен на нижестоящую должность в декабре 1993 года в связи с организационно-штатными мероприятиями. В связи с чем просил обязать ответчика произвести перерасчет ему пенсии с 7 ноября 1997 года исходя из должностного оклада командира авиационно-технической базы 15 воздушной армии и выплатить недополученные суммы пенсии за период с 7 ноября 1997 года по настоящее время (л.д.3-7, 73-75).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 16 декабря 2015 года исковые требования С.В.В. удовлетворены. На ФКУ Военный комиссариат Воронежской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной С.В.В. с 07 ноября 1997 года, исходя из должностного оклада командира 5395 авиационно-технической базы 15 воздушной армии, а также выплатить С. В.В. недоплаченные суммы пенсии с 07 ноября 1997 года по декабрь 2015 года включительно (л.д. 135, 136-140).
В апелляционной жалобе Военного комиссариата Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об отказе в иске либо направлении дела на новое рассмотрение. При этом заявитель указывает на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда ошибочны, полагает, что требования истца о пересчете пенсии не основаны на законе, права и законные интересы истца не были нарушены ни кадровыми органами при издании приказа о его освобождении и назначении на другую должность, ни военным комиссариатом Воронежской области при назначении пенсии (151-155).
В письменном возражении и дополнении к возражениям на апелляционную жалобу С.В.В. просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения (л.д. 161-163).
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФКУ Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Р.В.С., поддержавшего доводы жалобы, истца С.В.В., возражавшего против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда.
Из послужного списка истца, приказов, имеющихся в материалах дела, следует, что в период времени с 20 декабря 1991 года по 04 декабря 1993 года истец занимал должность командира 5395 авиационно-технической базы 15 воздушной армии, 4 декабря 1993 года был освобожден от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями и назначен заместителем командира 2628 авиационно-технической базы 147 авиационно-технического полка 105 бомбардировочной авиационной дивизии 16 воздушной армии фронтовой авиации, БУС 2302002 (л.д.29, 55). Согласно справке Центрального архива Минобороны указанное назначение на должность произведено с понижением в должности в связи с проводимыми оргмероприятиями (л.д.62 см. оборот).
С 07 ноября 1997 года С.В.В. является пенсионером Министерства обороны и получает пенсию за выслугу лет.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регламентировано Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1).
Статья 43 названного Закона предусматривает, что пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 "О порядке исчисления выслугу лет, назначения и выплате пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 941) установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, так как к этому моменты оно обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий (пп. 8, 9).
Согласно пп. "а" п.9 Постановления Правительства РФ N 941 (в редакции от 20.11.1995 г.) в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в порядке, предусмотренном п. 8 настоящего Постановления, включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Таким образом, положения п.9 Постановления Правительства РФ N 941устанавливают дополнительные гарантии социального обеспечения отдельных категорий офицеров ввиду особых условий прохождения ими военной службы.
Пункт "а" ст. 13 Закона РФ N 4468-1 устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу лет 20 лет и более.
Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что при увольнении с военной службы истец имел право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности командира 5395 авиационно-технической базы 15 воздушной армии, которую он занимал до перевода на должность заместителя командира 2628 авиационно-технической базы 147 авиационно-технического полка 105 бомбардировочной авиационной дивизии 16 воздушной армии, впоследствии старшего помощника начальника штаба по службе войск и воинской дисциплине ВУС-0626003, с которой впоследствии был уволен с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеприведенные положения Постановления Правительства РФ N941 от 22.09.1993 (в редакции от 20.11.1995 г.) действовали на день увольнения С.В.В. с военной службы и должны были быть распространены на истца, поскольку на день его перевода на нижеоплачиваемую должность он имел выслугу более 20 лет, дающую ему право на пенсию по выслуге лет, имел звание подполковника, был переведен на нижеоплачиваемую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями в Вооруженных Силах РФ.
Выводы суда достаточно мотивированы, основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и являются верными.
Доводы стороны ответчика о том, что пенсия истцу не может быть исчислена исходя из оклада по штатной должности командира 5395 авиационно-технической базы 15 воздушной армии, поскольку перевод истца по службе не производился, и в приказе о назначении на должность с меньшим должностным окладом не содержится обязательного указания о сохранении права на исчисление пенсии из оклада по предыдущей должности, судебной коллегией отклоняются. Как видно из приказа N ... от 04.12.1993г. истец был освобожден от занимаемой должности с одновременным назначением на нижестоящую должность в связи с проводимыми оргмероприятиями, что свидетельствует именно о переводе истца с одной должности на другую для дальнейшего прохождения военной службы. При этом на момент издания указанного приказа действовал пп. "а" п.9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N941 в первоначальной редакции, которая устанавливала право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности до перевода при увольнении с военной службы офицерам в званиях полковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья или возрасту с должностей, которые они занимали не менее трех лет, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет. На момент перевода истец имел звание подполковника, соответственно, в приказе о его переводе не могло содержаться указание о сохранении права на исчисление пенсии из оклада по предыдущей должности.
В дальнейшем Постановлением Правительства РФ N1134 от 20.11.1995 г. в пункты 8 и 9 Постановления Правительства РФ N941 от 22.09.1993г. были внесены изменения, и право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности до перевода было установлено офицерам в звании подполковника и выше. Соответственно, на истца, который увольнялся с военной службы после внесенных изменений в указанную норму права, пп. "а" п.9 Постановления Правительства РФ N941 в новой редакции подлежал распространению.
Суд первой инстанции правильно указал, что оценка пенсионных прав военнослужащих производится органами, назначающими пенсию, на дату увольнения военнослужащего на пенсию, а не на дату перевода военнослужащего с вышестоящей должности на нижестоящую, как ошибочно считает сторона ответчика.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, судом не допущено.
Доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были приведены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку доказательств и основаны на субъективном толковании заявителем норм процессуального и материального права.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Воронежа от 16 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ Военный комиссариат Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.