судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Востриковой Г.Ф., Холодкова Ю.А.,
при секретаре Ш. Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу
судьи Востриковой Г.Ф.
гражданское дело по исковому заявлению прокурора Репьевского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам БУЗ ВО "Репьевская РБ", Департаменту здравоохранения Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе департамента здравоохранения Воронежской области,
по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области,
на решение Острогожского районного суда Воронежской области от 25 февраля 2016 года,
(судья районного суда Критинина Н.А.),
установила:
Прокурор Репьевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просил признать незаконным бездействие БУЗ ВО "Репьевская РБ", выразившееся в непринятии надлежащих мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, и обязать БУЗ ВО "Репьевская РБ" в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу произвести монтаж пожарной сигнализации, установить систему оповещения людей о пожаре, произвести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений главного корпуса, отдельно стоящих зданий инфекционного отделения, молочной кухни, сушилки для белья, дизельной и гаражей, убрать глухие металлические решетки на окнах в помещениях главного корпуса Репьевской РБ (кабинет для хранения лекарств, аптека, помещение страховой компании, бухгалтерии, отдел кадров, компьютерный кабинет, кабинет оператора, кабинет выписки больных, акушерский корпус), провести проверку работоспособности сетей противопожарного внутреннего и наружного водопровода, в случае неработоспособности указанных объектов устранить указанное нарушение, оборудовать двери лестничных клеток БУЗ ВО "Репьевская РБ" приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах, выход в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверью и люками, обеспечить помещения БУЗ ВО "Репьевская РБ" нормативным количеством гидрантов; обязать Департамент здравоохранения Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений профинансировать мероприятия, связанные с устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности в БУЗ ВО "Репьевская РБ".
Решением Острогожского районного суда Воронежской области от 25 февраля 2016 года постановлено: " Исковые требования прокурора Репьевского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие БУЗ ВО "Репьевская РБ", выразившиеся в непринятии надлежащих мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать БУЗ ВО "Репьевская РБ" в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу произвести монтаж пожарной сигнализации, установить систему оповещения людей о пожаре, произвести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений главного корпуса, отдельно стоящих зданий инфекционного отделения, молочной кухни, сушилки для белья, дизельной и гаражей, убрать глухие металлические решетки на окнах в помещениях главного корпуса Репьевской РБ (кабинет для хранения лекарств, аптека, помещение страховой компании, бухгалтерии, отдел кадров, компьютерный кабинет, кабинет оператора, кабинет выписки больных, акушерский корпус), провести проверку работоспособности сетей противопожарного внутреннего и наружного водопровода, в случае неработоспособности указанных объектов устранить указанное нарушение, оборудовать двери лестничных клеток БУЗ ВО "Репьевская РБ" приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах, выход в чердачное помещение оборудовать противопожарными дверью и люками, обеспечить помещения БУЗ ВО "Репьевская РБ" нормативным количеством гидрантов.
При недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении БУЗ ВО "Репьевская РБ", для приведения в соответствие с действующим противопожарным законодательством помещений бюджетного учреждения, обязать Департамент здравоохранения Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, в пределах их компетенции, осуществить финансирование указанных мероприятий БУЗ ВО "Репьевская РБ"" (л.д.149-152).
В апелляционной жалобе департамента здравоохранения Воронежской области ставится вопрос об отмене решение суда и принятии нового решения ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменения судом закона, подлежащего применению (л.д.161-163).
В апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ставится вопрос об отмене постановленного решения в части возложения субсидиарной ответственности на ДИЗО ВО ввиду неправильного применения судом норм материального права (л.д.174-176).
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор считает постановленное решение законным, так как при его вынесении судом не допущено нарушения норм материального и процессуального права (л.д.187-189).
В возражениях на апелляционные жалобы БУЗ ВО "Репьевская РБ" просит оставить решение суда без изменений, как постановленное без нарушения норм материального и процессуального права (л.д.191-192).
В соответствии с частью 3 статьи 167, статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основании определения судебной коллегии дело рассмотрено в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя ДИЗО ВО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав представителя департамента здравоохранения Воронежской области по доверенности П.А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя БУЗ ВО "Репьевская РБ" - главного врача А.А.В., поддержавшего доводы возражений, прокурора Б.А.А., поддержавшего доводы возражений, полагавшего, что решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решение суда.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Закона).
Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, паспорта комплексной безопасности учреждения, предписаний главному врачу об устранении нарушений противопожарной безопасности, справки прокуратуры Репьевского района от 15 декабря 2015 года, здание БУЗ ВО "Репьевская РБ" расположено в западной части Репьевского сельского поселения, окруженное с трех сторон хвойными насаждениями, прилегающими к зданию районной больницы и жилому сектору.
В БУЗ ВО "Репьевская РБ" выявлены и имеют место нарушения противопожарной безопасности. В нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 21, 36, 55, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, в зданиях главного корпуса, поликлиники, детского отделения, акушерского корпуса, инфекционного отделения, молочной кухни, сушилки для белья, дизельной, гаражей не произведен монтаж пожарной сигнализации, не установлена система оповещения людей о пожаре, не произведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений главного корпуса, отдельно стоящих зданий инфекционного отделения, молочной кухни, сушилки для белья, дизельной и гаражей; в помещениях главного корпуса БУЗ ВО "Репьевская РБ" (кабинет для хранения лекарств, аптека, помещение страховой компании, бухгалтерии, отдел кадров, компьютерный кабинет, кабинет оператора, кабинет выписки больных, акушерский корпус) установлены глухие металлические решетки на окнах, не проведена проверка работоспособности сетей противопожарного внутреннего и наружного водопровода. Двери лестничных клеток БУЗ ВО "Репьевская РБ" не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Выход в чердачное помещение не оборудован противопожарными дверью и люками, помещения БУЗ ВО "Репьевская РБ" не обеспечены нормативным количеством гидрантов (л.д.70-75).
Указанные нарушения противопожарной безопасности выявляются ежегодно с 2011 года, с выдачей надзорным органом предписания об устранении нарушений (27 ноября 2011 года, 04 апреля, 31 октября 2012 года, 18 ноября 2013 года, 27 мая 2014 года, 07 октября 2015 года), а 24 ноября 2014 года было внесено представление прокурора района об устранении нарушений.
Главный врач БУЗ ВО "Репьевской РБ" неоднократно привлекался к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ - 19 ноября 2013 года и 23 сентября 2014 года, по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ - 04 апреля 2013 года, 27 мая 2014 года, по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ - 07 октября 2015 года, однако были устранены лишь нарушения, не требовавшие значительных финансовых затрат.Главным врачом в адрес департамента здравоохранения Воронежской области направлялось сообщение о необходимости финансовых затрат для устранения нарушений противопожарной безопасности в размере 2 550 000 рублей. Указанных финансовых средств в учреждении не имеется.
Поскольку БУЗ ВО "Репьевская РБ" является социально значимым объектом, ежедневно посещаемым большим количеством людей, в котором круглосуточно находятся граждане (на момент проверки прокуратуры района находилось круглосуточно 72 человека), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для предоставления судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенному кругу лиц, поскольку установленные нарушения, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, нарушая право граждан на получение медицинских услуг в условиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности.
Принимая решение по делу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, полно и правильно в соответствии с требованиями части 2 статьи 56 ГПК Российской Федерации распределил бремя их доказывания между сторонами, оценил представленные доказательства согласно статье 67 ГПК Российской Федерации, правильно применил материальный закон.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, изложенными в решении.
Учитывая, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности на момент рассмотрения дела судом не устранены, доказательств обратного ответчиками не представлено, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения такой обязанности на ответчиков в судебном порядке.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и избранный способ защиты гражданских прав не противоречит требованиям статьи 45 ГПК Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая объемы работ, которые необходимо произвести с целью исполнения требований прокурора, суд правомерно установилответчикам разумный срок для исполнения судебного решения.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к утверждению, что надлежащими соответчиками департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и департамент здравоохранения Воронежской области не являются, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Кроме того, в апелляционной жалобе ДИЗО Воронежской области указано, что положения части 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, наличие таких обязательств судом не установлено.
Вместе с тем, согласно статье 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (п.5).
Согласно уставу (утв. приказом департамента здравоохранения Воронежской области от 07 декабря 2012 года N 1828, согл. Приказом ДИЗО Воронежской области от 23 ноября 2012 года N 2213), БУЗ ВО "Репьевская РБ" является некоммерческой организацией, созданной Воронежской областью, учредителем и собственником имущества которой является Воронежская область.
Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет Департамент здравоохранения Воронежской области, полномочия собственника имущества от имени Воронежской области осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения Воронежской области, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в казначействе, а также расчетные счета, открытые в порядке, предусмотренном действующим законодательством, бланки, штампы, круглую печать со своим наименованием и наименованием учредителя на русском языке, зарегистрированную в установленном порядке фирменную эмблему (п.п.1.1.-1.6. Устава).
Суд первой инстанции правильно установил, что кроме БУЗ ВО "Репьевская РБ", департамент здравоохранения Воронежской области и департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области также являются субъектами ответственности и исполнения обязанности по устранению нарушений противопожарной безопасности в части:
исполнения судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) - действиями самого бюджетного учреждения;
финансирование мероприятий по устранению приведенных выше нарушений должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.
Согласно статье 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу частей 2 и 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч. 6 ст. 9.2 Закона).
Как указано в Уставе БУЗ ВО "Репьевская РБ", источниками формирования имущества и финансирования ресурсов учреждения являются: имущество, переданное Учреждению Департаментом или учредителем; субсидии из областного бюджета на выполнение Учреждением государственного задания, средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами, доходы от приносящей доходы деятельности, дары, иные источники, (п.4.6 Устава).
К исключительной компетенции Учредителя относятся полномочия осуществление финансового обеспечения выполнения государственного задания (п.5.1 Устава)
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения Воронежской области, утвержденному постановлением Правительства Воронежской области от 23 апреля 2009 года N 288, департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Воронежской области.
Департамент является юридическим лицом, основными задачами которого являются обеспечение реализации единой государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств. Разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан. Формирование и развитие структуры государственной и муниципальной систем здравоохранения, аптечных организаций совершенствование форм и методов их деятельности. Осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств. К числу основных функций также относятся материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений и организаций. Департамент обязан обеспечивать в пределах своей компетенции реализацию возложенных на него функций.
Следовательно, департамент здравоохранения Воронежской области обязан в пределах своей компетенции осуществить финансирование расходов на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области (утв. постановлением правительства Воронежской области от 08 мая 2009 года N 365), департамент является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений. Уполномоченным осуществлять государственное управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, является юридическим лицом. Департамент осуществляет права собственника имущества областных государственных учреждений. Департамент обязан разрабатывать и организовывать реализацию стратегий, концепций программ эффективного использования и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами. Департамент осуществляет контроль использования по назначению и сохранности государственного имущества Воронежской области.
Как следует из Устава БУЗ ВО "Репьевская РБ", имущество Учреждения находится в государственной собственности Воронежской области, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления приказом департамента. (4.1 Устава)
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность содержания принадлежащего ему имущества возложена на собственника.
Следовательно, ДИЗО Воронежской области, как собственник имущества Воронежской области, переданного бюджетному учреждению здравоохранения в оперативное управление, является надлежащим ответчиком в пределах своей компетенции по устранению выявленных в БУЗ ВО "Репьевская РБ" нарушений противопожарной безопасности при использовании его имущества.
Апелляционная жалоба ответчиков не содержит доводов, опровергающих вышеизложенные имеющие значение для разрешения спора обстоятельства о допущенных ответчиками нарушениях и свидетельствующих о неправомерности возложения на них обязанности устранить эти нарушения.
Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивают в апелляционных жалобах ответчики, судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание, что судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются соответствующими доказательствами, которым дана оценка, нарушений норм процессуального права при вынесении решения не установлено, при том, что апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Острогожского районного суда Воронежской области от 25 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения Воронежской области, и апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.