судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Трофимовой М.В.,
судей - Авдеевой С.Н., Квасовой О.А.,
при секретаре Поповой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску Я.М.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Острогожскому району Воронежской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Острогожскому району Воронежской области
на решение Острогожского районного суда Воронежской области
от 11 марта 2016 года
(судья райсуда Савченко Т.Н.),
УСТАНОВИЛА:
Я.М.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Острогожскому району Воронежской области о признании отказа в досрочном назначении пенсии по старости незаконным и необоснованным, зачете специального трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что 22.12.2015 года он обратился в ГУ УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, работающему на должностях в государственной противопожарной службе системы МЧС. Решением начальника Управления N ... от 12.01.2016 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа для назначения указанной пенсии - 25 лет. В сообщении N ... от 15.01.2016 года пенсионным органом разъяснена причина отказа, и указано, что по состоянию на 22.12.2015 года продолжительность стажа истца составляет 22 года 4 месяца 26 дней, при этом в специальный стаж не включены периоды службы с 17.11.1986 года по 29.06.1988 года в должности пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода "..", с 30.06.1988 года по 01.07.1993 года в должности старшего пожарного ВПЧ-26 УПО УВД Воронежского облисполкома по охране завода "..", то есть период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного. Полагая свои права нарушенными, Я.М.Н. просил признать незаконными и необоснованными отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Острогожскому району Воронежской области в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, а также решение от 12.01.2016 года N ... в части исключения из специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода работы с 17.11.1986 года по 01.07.1993 года (период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного); признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 18 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N173-Ф3 от 17.12.2001 года; обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Острогожскому району Воронежской области засчитать Я.М.Н. в специальный стаж период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного с 17.11.1986 года по 01.07.1993 года включительно и назначить ему досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления - 22.12.2015 года.
Решением Острогожского районного суда Воронежской области от 11 марта 2016 года исковые требования удовлетворены (л.д. 51, 52-56).
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Доводы жалобы сводятся к тому, что зачет периодов службы в специальный стаж законодательством не предусмотрен (л.д.58-59).
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ УПФ РФ по Острогожскому району Воронежской области по доверенности М.Д.В. доводы жалобы поддержал, истец Я.М.Н. против удовлетворения жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
А частью 3 указанной статьи установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором указана должность "пожарный".
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ на основании Указа Президента РФ от 09.11.2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
военнослужащих федеральной противопожарной службы;
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
При этом данной нормой также предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы МВД РФ. Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Законодатель таким образом, приравняв работу и службу, обеспечивает соблюдение прав всего личного состава Государственной противопожарной службы, исключая возможность ущемления их интересов, в том числе и при назначении пенсии.
Также пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (военнослужащим), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующие их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицам рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
В п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" содержится общая норма о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", т.е. при прохождении службы в нормальных условиях. Между тем, данная норма не исключает возможности включения в специальный стаж периода прохождения службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при установлении пенсии в связи с особыми условиями труда, когда это предусмотрено специальным законодательством. Таким законодательством в данном случае являются приведенные выше нормы права.
Поскольку должность пожарного, которую занимал истец в спорный период с 17.11.1986 г. по 01.07.1993 г., будучи сотрудником органов внутренних дел, включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437, то в силу выше приведенных норм права данный период должен быть засчитан в специальный стаж истца, учитывая также и то, что посредством прохождения службы в органах внутренних дел реализуются гражданами право на труд.
Суд первой инстанции, тщательно проанализировав законодательство, регулирующее спорный правоотношения, и исходя из представленных в дело доказательств, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает, что суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, способных повлечь отмену решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, в связи с чем не может повлечь отмены по существу правильного судебного решения.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать, то судебные расходы, связанные с подачей апелляционной жалобы, относятся на ответчика.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Острогожского районного суда Воронежской области от 11 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Острогожскому району Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.