Воронежский областной суд в составе судьи Раковой В.Е., -
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Воронеже административное дело по административному иску Закрытого акционерного общества "*" к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
01 июня 2016 года представитель ЗАО "*" по доверенности Ф. А.А. обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что административный истец на праве аренды распоряжается:
- земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - автостоянка, расположенным по адресу: *;
- земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под организацию парковки индивидуальных легковых автомобилей для обслуживания авторынка, расположенным по адресу: *;
- земельным участком с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства автостоянки с временным сооружением мастерской автосервиса, расположенным по адресу: *.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб..
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет *руб..
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * руб..
Ссылаясь на то, что административный истец как пользователь земельного участка с кадастровым номером * и пользующийся преимущественным правом выкупа земельных участков с кадастровыми номерами *, * обязан уплачивать арендные платежи и выкупную цену исходя из размера их кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. N970 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области" по состоянию на 01 января 2014 г., которая значительно превышает размер их действительной рыночной стоимости, ЗАО "*" просит установить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость, равную их рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО "*" Ю.В. Е. по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости - 01 января 2014 года.
Определение Воронежского областного суда от 02 июня 2016 года административный иск был принят к производству суда и по нему возбуждено административное дело.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Представитель административного истца Ф.А.А. представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики - правительство Воронежской области, Управление Росреестра по Воронежской области, заинтересованное лицо на стороне административных ответчиков - департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причине их не явки суду не сообщили.
Определением суда от 14 июня 2016 года в соответствии с положениями части 4 статьи 247, части 4 статьи 291, части 7 статьи 150 КАС РФ постановлено рассмотреть указанное дело 14 июня 2016 года в отсутствие сторон и заинтересованного лица в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей определения платы за использование земли в форме земельного налога и арендной платы и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, административный истец является арендатором и имеющим преимущественное право выкупа земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - автостоянка, расположенным по адресу: *, право аренды на который подтверждается договором аренды земельного участка от 22 июля 1999 года N *, дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 22 июля 1999 года N * от 27 сентября 2011 года (л.д. 28-32);
- земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под организацию парковки индивидуальных легковых автомобилей для обслуживания авторынка, расположенным по адресу: *, право аренды на который подтверждается договором аренды земельного участка от 15 мая 2014 года N * (л.д. 33-36).
Так же административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, площадью *кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства автостоянки с временным сооружением мастерской автосервиса, расположенным по адресу: *, право аренды на который подтверждается договором аренды земельного участка от 18 февраля 2011 года N * (л.д. 37-39).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 января 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рублей * коп. (л.д. 44).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 02 февраля 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рубля * коп. (л.д. 45).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * составляет * (*) рубля * коп. (л.д. 46).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. N970 по состоянию на 01 января 2014 года.
Согласно статье 24.18 ФЗ N 135 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу абзаца первого статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
21 марта 2016 года ЗАО "*" обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 07 апреля 2016 года N * вышеназванное заявление было отклонено, после чего ЗАО "*" обратилось в суд (л.д. 59-63).ЗАО "*" обратилось в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлениями от 24 мая 2016 года о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами *, *, находящихся в муниципальной собственности (л.д. 40-43).
Кроме того, согласно содержанию п. 3.2. договора аренды земельного участка от 18 февраля 2011 года N *, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером * является базовым показателем для расчета арендной платы за него (л.д. 37).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что определенные на основании постановления правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. N970 результаты государственной кадастровой оценки влияют на определение размера арендных платежей и выкупной цены за земельные участки, находящиеся на праве аренды у административного истца, в связи с чем у него имеется право на пересмотр их кадастровой стоимости.
По заказу административного истца независимым оценщиком ООО "*" Е.Ю.В. выполнена оценка рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, по результатам чего составлен отчет.
Согласно отчету N * от 10 февраля 2016 года, представленному в материалы дела, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2014 года составляет * (*) рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2014 года составляет * (*) рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером * по состоянию на 01 января 2014 года составляет * (*) рублей (л.д. 64-152).
В соответствии с требованиями статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" к административному иску о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административным истцом приложено положительное экспертное заключение, подготовленное некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "*", членом которой является оценщик Е.Ю.В., от 11 марта 2016 года N *, согласно которому вышеуказанный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 10 февраля 2016 года, составленный ООО "*", соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности", Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности. А выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объектов оценки, признаны обоснованными (л.д. 153-175).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом в данном случае соблюдены требования, предусмотренные статьёй 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности" относительно порядка, оснований и условий пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и установления её в размере рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельных участков определена оценщиком в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, со стороны административных ответчиков не поступило.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года, определенной в отчете N * от 10 февраля 2016 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (при аренде объектов недвижимости).
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", суд
решил:
административный иск Закрытого акционерного общества "*" к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной при очередной кадастровой оценке:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - автостоянка, расположенным по адресу: * по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под организацию парковки индивидуальных легковых автомобилей для обслуживания авторынка, расположенным по адресу: * по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства автостоянки с временным сооружением мастерской автосервиса, расположенным по адресу: * по состоянию на 01 января 2014 года в размере * (*) рублей.
Датой подачи заявления считать 21 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: В.Е. Ракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.