Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" Гаврилюк А.Г. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2015 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть",
установил:
Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений (Природнадзора Югры), старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды от 09 июля 2015 года N 01-271/2015 юридическое лицо - открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее ОАО "НК "Роснефть", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сорока пяти тысяч рублей.
Решением главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Природнадзора Югры от 13 августа 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ОАО "НК "Роснефть" без удовлетворения.
Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 октября 2015 года постановление должностного лица от 09 июля 2015 года и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 13 августа 2015 года оставлены без изменения, жалоба ОАО "НК "Роснефть" без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры защитник ОАО "НК "Роснефть" Гаврилюк А.Г. просит постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, решение вышестоящего должностного лица, а также решение судьи Ханты-Мансийского районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что ОАО "НК "Роснефть" не обязано было проводить мероприятия, определенные проектом освоения лесов, в части прокладывания минерализованной полосы по границам территории используемого земельного участка, поскольку обществом эксплуатируется линейный объект (линии электропередачи), на котором в силу положений раздела IX Правил пожарной безопасности в лесах устройство противопожарных минерализованных полос не предусмотрено. Кроме того указывает, что в связи с несоответствием мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов на лесной участок, законодательству в области пожарной безопасности ОАО "РН "Роснефть" проведена работа по внесению изменений в проект освоения лесов. Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры от 09.06.2015 N1335-ГЭ утверждено заключение государственной экспертизы на изменение (дополнение) к проекту освоения лесов. Из проекта освоения лесов исключено мероприятие по устройству минерализованной полосы. Считает, что нарушение незаконных условий проекта освоения лесов не может рассматриваться как противоправное действие. Кроме того указывает на отсутствие объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на дату рассмотрения дела об административном правонарушении действия ОАО "НК "Роснефть" перестали быть нарушающими проект освоения лесов и условия договора аренды, ввиду внесения в данный проект изменений.
Кроме того, жалоба защитника ОАО "НК "Роснефть" Гаврилюк А.Г. содержит ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования судебного акта в связи с поздним получением его копии почтой.
В судебном заседании защитник ОАО "НК "Роснефть" Павлова А.Н. на доводах жалобы настаивала в полном объеме.
Представитель административного органа Трифонова Ю.Ю. возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ОАО "НК "Роснефть" Павлову А.Н. и представителя административного органа Трифонову Ю.Ю. прихожу к следующим выводам.
Порядок рассмотрения жалобы на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, регламентирован ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 3 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение и разрешение жалоб на решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 данного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела усматривается, что решение по жалобе ОАО "НК "Роснефть" на постановление по делу об административном правонарушении вынесено судьей Ханты-Мансийского районного суда 20 октября 2015 года. Копия указанного решения направлена в адрес ОАО "НК "Роснефть" почтой и получена Обществом 05 ноября 2015 года.
С жалобой на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда ОАО "НК "Роснефть" обратилось в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 12 ноября 2015 года, что подтверждается отметкой о принятии почтового отправления отделением почтовой связи, то есть в установленный ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок.
При таких обстоятельствах ходатайство защитника ОАО "НК "Роснефть" о восстановлении процессуального срока обжалования решения судьи Ханты-Мансийского районного суда не подлежит рассмотрению по существу, поскольку жалоба подана в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как усматривается из представленных в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры материалов дела на основании распоряжения заместителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 апреля 2015 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "НК "Роснефть" с целью контроля выполнения предписания N 01-359/2014 от 14 августа 2014 года об устранении нарушений лесного законодательства.
Согласно названному предписанию на ОАО "НК "Роснефть" была возложена обязанность по устранению нарушения условий договора аренды лесного участка N 0055/12-10-ДА от 18 апреля 2012 года (устройство и уход минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса и их содержание в очищенном состоянии в пожароопасный период, содержание прилегающей территории шириной 10 метров по периметру в очищенном состоянии) в срок до 15 мая 2015 года (том 2 л.д. 65).
По результатам проверки должностным лицом 21 мая 2015 года составлен соответствующий акт, согласно которому ОАО "НК "Роснефть" требования обязательного предписания N 01-359/2014 от 14 августа 2014 года не выполнило, а именно Обществом не обеспечено устройство и уход минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса и их содержание в очищенном состоянии в пожароопасный период, содержание прилегающей территории шириной 10 метров по периметру в очищенном состоянии (том 1 л.д. 44,45).
В действиях ОАО "НК "Роснефть" должностным лицом усмотрены составы двух административных правонарушений, а именно состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в отношении юридического лица составлены соответствующие протоколы об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 24 июня 2015 года, составленному по ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 20 мая 2015 года ОАО "НК "Роснефть" при использовании лесного участка на территории Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Нялинского урочища в квартале (выделе) 476 (17,29,61,72,11,49,71,52,73,16), 478 (40,9), 479 (8), 480 (38,39), предоставленного на основании договора аренды лесного участка от 18 апреля 2012 года N 0055/12-10-ДА допустило нарушение договорных обязательств в части противопожарного обустройства лесов, а именно в нарушение положений п. 4.4 названного договора аренды, а также в нарушение проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 июля 2012 года N 1825-ГЭ "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов" на лесном участке, площадью 10,84 га, предоставленном под объект "Обустройство кустов скважин левобережной части Приобского месторождения. ВЛ-110 кВ "Росляковская-Монастырская" не обеспечило устройство и уход минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса и их содержание в очищенном состоянии в пожароопасный период, содержание прилегающей территории шириной 10 метров по периметру в очищенном состоянии (том 1 л.д. 18-20).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 24 июня 2015 года, составленному по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 20 мая 2015 года ОАО "НК "Роснефть" при использовании лесного участка на территории Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Нялинского урочища в квартале (выделе) 476 (17,29,61,72,11,49,71,52,73,16), 478 (40,9), 479 (8), 480 (38,39), предоставленного на основании договора аренды лесного участка от 18 апреля 2012 года N 0055/12-10-ДА допустило нарушение в части противопожарного обустройства лесов, а именно в нарушение положений п. 4.4 названного договора аренды, а также в нарушение проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 июля 2012 года N 1825-ГЭ "Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов" на лесном участке, площадью 10,84 га, предоставленном под объект "Обустройство кустов скважин левобережной части Приобского месторождения. ВЛ-110 кВ "Росляковская-Монастырская" не обеспечило устройство и уход минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса и их содержание в очищенном состоянии в пожароопасный период, содержание прилегающей территории шириной 10 метров по периметру в очищенном состоянии (том 1 л.д. 21-23).
Должностное лицо, придя (согласно описательно-мотивировочной части постановления) к выводу о наличии в действиях ОАО "НК "Роснефть" составов двух административных правонарушений, со ссылкой на положения ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела признало Общество виновным в совершении только одного из вмененных правонарушений, а именно в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что отражено в резолютивной части постановления по делу.
При этом в части правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом административного органа решение фактически не принято.
С указанным выводом должностного лица и вышестоящих инстанций согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом в силу положений ч. 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, положения ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из их буквального толкования, подлежат применению лишь при назначении административного наказания, то есть при определении его вида и размера, а не при решении вопроса о признании лица виновным в совершении того или иного правонарушения.
Кроме того, вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях ОАО "НК "Роснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сам по себе нельзя признать обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов, к которым в числе прочих относится устройство противопожарных минерализованных полос.
В силу пп. "а" п. 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины, и другие сооружения в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии.
Таким образом, согласно указанной норме права минерализованная полоса подлежит прокладыванию по границам территории, отведенной под буровые скважины и другие сооружения.
Согласно договору аренды лесного участка от 18 апреля 2012 года N 0055/12-10-ДА ОАО "НК "Роснефть" предоставлен лесной участок площадью 10,84 га под объект "Обустройство кустов скважин левобережной части Приобского месторождения. ВЛ-110 кВ "Росляковская-Монастырская", то есть фактически используется юридическим лицом в целях эксплуатации линейного объекта (линии электропередачи). Данный факт сторонами не оспаривается.
Разделом IХ Правил пожарной безопасности в лесах установлены требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.
Пунктом 34 названных Правил предусмотрено, что минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра прокладываются вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев при эксплуатации трубопроводов.
При этом, требований по устройству противопожарных минерализованных полос при эксплуатации таких линейных объектов как линий электропередачи, связи разделом IХ Правил пожарной безопасности в лесах не предусмотрено, как не предусмотрено и содержание прилегающей к объекту территории шириной 10 метров (по периметру) в очищенном состоянии.
При таких обстоятельствах, исходя из фактической цели использования переданного в аренду лесного участка, не обеспечение ОАО "НК "Роснефть" обустройства минерализованных полос по периметру линейного объекта вдоль стены леса, и не обеспечение содержания прилегающей к этому объекту территории шириной 10 метров (по периметру) в очищенном состоянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образуют.
В части привлечения ОАО "НК "Роснефть" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выводы должностного лица и вышестоящих инстанций нахожу законными и обоснованными.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается использование лесов с нарушением, в том числе, условий договора аренды лесного участка.
Как усматривается из материалов дела 18 апреля 2012 года между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (арендодатель) и ОАО "НК "Роснефть" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 0055/12-10-ДА. Указанный договор подписан сторонами (том 1 л.д. 32-39).
Согласно п. 4.4 названного договора аренды арендатор помимо прочего обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 июля 2012 года N 1825-ГЭ утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Нялинского урочища кварталы (выделы) 476 (17,29,61,72,11,49,71,52,73,16,12), 478 (40,9), 479 (8,47,88,72,85), 480 (38,39,2) площадью 10,84 га (том 1 л.д. 40).
В силу п. 7 и п. 9 Перечня лесохозяйственных мероприятий на осваиваемом лесном участке раздела 3 Заключения экспертной комиссии ОАО "НК "Роснефть" обязано обеспечить устройство и уход минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса и их содержание в очищенном состоянии в пожароопасный период, а также содержание прилегающей территории шириной 10 метров (по периметру) в очищенном состоянии.
Вместе с тем, ОАО "НК "Роснефть" обустройство названных минерализованных полос, а также содержание прилегающей территории шириной 10 метров (по периметру) в очищенном состоянии не обеспечило.
Факт неисполнения ОАО "НК "Роснефть" мероприятий по обустройству минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса и по содержанию прилегающей территории шириной 10 метров (по периметру) в очищенном состоянии подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и по существу жалобы не оспаривается.
При таких обстоятельствах должностное лицо и вышестоящие инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "НК "Роснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы указывающие, что поскольку Обществом не нарушены положения Правил противопожарной безопасности в лесах, нарушение условий проекта освоения лесов не может рассматриваться как противоправное действие, подлежат отклонению как несостоятельные.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, возникающие в процессе использования лесов.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка.
При этом договором аренды прямо предусмотрено проведение лесохозяйственных мероприятий определенных проектом освоения лесов, в том числе устройство минерализованных полос по периметру объекта вдоль стены леса.
Таким образом, в рассматриваемом случае объективную сторону вмененного ОАО "НК "Роснефть" состава административного правонарушения образуют действия (бездействие) юридического лица по неисполнению лесохозяйственных мероприятий определенных проектом освоения лесов вне зависимости нарушают ли эти действия (бездействие) положения Правил противопожарной безопасности в лесах.
Доводы заявителя о том, что на дату рассмотрения дела об административном правонарушении действия ОАО "НК "Роснефть" перестали быть нарушающими проект освоения лесов и условия договора аренды, ввиду внесения в данный проект изменений также подлежат отклонению, поскольку на момент выявления административного правонарушения проект освоения лесов являлся действующим актом, а следовательно подлежал исполнению юридическим лицом.
Кроме того, прекращение на момент рассмотрения дела об административном правонарушении противоправных действий не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее привлечение лица к административной ответственности.
Наказание ОАО "НК "Роснефть" назначено, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является максимальным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Постановление начальника Ханты-Мансийского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 09 июля 2015 года N 01-271/2015, решение главного государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды от 13 августа 2015 года и решение судьи Ханты-Мансийского районного суда от 20 октября 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в отношении открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" изменить: исключить выводы о наличии в действиях открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.