Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Зимонина В.Р., Морозовой Л.С.,
при секретаре Новиковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Морозовой Л.С.
дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Козельского районного суда Калужской области от 26 января 2016 года
по иску Сиченко М. И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
27 ноября 2015 года Сиченко М.И. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) в лице отделения (территориального г.Калуга), просила обязать ответчика заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В обоснование требований истец указала, что на основании ордера, выданного 12 февраля 1990 года, ФИО8 на семью, состоящую из четырех человек: он, жена Сиченко М.И. и дочь Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: "адрес". В июне 2014 года муж ФИО8 умер. В настоящее время в названной квартире зарегистрированы и проживают истец Сиченко М.И., ее дочь Кастова Я.В. и внучка Кастова Ю.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Занимаемое истцом жилое помещение не относится к служебному жилищному фонду. В марте 2015 года истец обратилась в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ с заявлением о заключении с ней договора социального найма на указанное жилое помещение, однако ответчик отказал в этом со ссылкой на то, что функция заключения договоров социального найма на основании ранее полученных ордеров на ответчика не возложена. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку квартира, в которой она проживает, относится к государственному жилищному фонду, к специализированному жилищному фонду не относится, в установленном порядке истец несет бремя его содержания, выполняя функции нанимателя.
Определением суда от 14 декабря 2015 года в качестве соответчика по делу было привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Истец Сиченко М.И., третьи лица Кастова Я.В. и Кастова Ю.Г. в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. В письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице отделения (территориального г.Калуга), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве в удовлетворении требований просил отказать, считая их необоснованными.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - ОАО "Славянка" в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 6 января 2016 года постановлено:
исковые требования Сиченко М. И. удовлетворить;
обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице его территориального отделения в г.Калуга заключить с Сиченко М. И. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с включением в данный договор в качестве членов семьи Кастовой Я. В. и Кастовой Ю. Г..
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что ст. прапорщик ФИО8 был уволен с военной службы Министерства обороны Российской Федерации в мае 1992 года, после чего до мая 2011 года работал в качестве гражданского персонала в войсковой части 22034 (после реорганизации в войсковой части 61683).
На основании ордера N от 12 февраля 1990 года, выданного ФИО8 КЭЧ войсковой части 22034, семья ФИО8 из четырех человек: он, жена Сиченко М.И., дочь Сиченко Я и дочь Н проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 43,57 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
11 июня 2014 года ФИО8 умер.
Согласно поквартирной карточке и лицевому счету N, в названной квартире зарегистрированы и проживают: Сиченко М.И. - с 23 марта 1990 года, Кастова Я.В. - с 12 сентября 2002 года и Кастова Ю.Г. - с 12 сентября 2002 года. Судом установлено, что договор найма жилого помещения с ФИО8, а после его смерти с кем-либо из членов его семьи не заключался.
В марте 2015 года истец Сиченко М.И. обратилась к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г. Калуга) с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Письмом ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (территориальное отделение г. Калуга) N от 9 апреля 2015 года Сиченко М.И. отказано в заключении договора социального найма со ссылкой на то, что у ответчика функция заключения договоров социального найма на основании ранее полученных ордеров не предусмотрена (л.д. 15-16).
Как видно из передаточного акта от 13 мая 2013 года войсковая часть 61683 передала в оперативное управление Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации объекты недвижимого имущества, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (л.д.103-106).
Из выписки из реестра федерального имущества усматривается, что жилой дом N по "адрес" находится на праве оперативного управления Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании обращения войсковой части 61683 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области (Росимущества) издано распоряжение от 31 августа 2007 года N "О включении жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда" (л.д.123-125).
Согласно названному распоряжению, в состав специализированного жилищного фонда включены жилые помещения с отнесением к служебным жилым помещениям в жилых домах, находящихся в оперативном управлении войсковой части 61683, расположенных в "адрес".
При этом квартира N в доме N по "адрес" к служебным жилым помещениям не отнесена.
Из ответа архивного отдела администрации муниципального района " "адрес"" N 09 от 21 января 2016 года видно, что в постановлениях администрации МО " "адрес"" за 2000-2004 годы постановление о включении квартиры N дома N по "адрес" в служебные жилые помещения отсутствует (л.д.149).
Пунктами 1 и 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который свои функции осуществляет через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Положением о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации N1888 от 23 декабря 2010 года, определены основные задачи и функции Департамента, в том числе по организации предоставления жилых помещений по договорам социального найма военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.
Из Положения об отделении (территориальное, г. Калуга) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от 22 декабря 2014 года N01-05/106, следует, что основной задачей отделения является организация работы по заселению военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации (п.2.1 Положения), в том числе осуществляет функции по заключению, внесению изменений, расторжению договоров социального найма жилых помещений (п.2.2.11 Положения).
Учитывая установленные обстоятельства, суд на основании положений ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, ст. 60, ч.1 ст. 62, ст. 64, ч.2 ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 года, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом Сиченко М.И. исковых требований.
Доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Козельского районного суда Калужской области от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.