Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Зимонина В.Р., Юрьевой А.В.,
при секретаре Новиковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Романовой В.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 27 ноября 2015 года по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Калуге Калужской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
21 сентября 2015 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области, просила признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 13 мая 2015 года, обязать ответчика включить в ее специальный медицинский стаж периоды работы с 29 июня 1989 года по 31 июля 1990 года, с 10 сентября 1990 года по 31 октября 1990 года в должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности в Отделенческой больнице им. К.Э. Циолковского Московской железной дороги, с 01 ноября 1990 года по 10 сентября 1994 года, с 01 октября 1995 года по 12 мая 2015 года период военной службы в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, а также курсы повышения квалификации с 07 января 1988 года по 08 февраля 1988 года и период нахождения в командировке 17 января 1990 года и с 15 мая 1990 года по 28 июня 1990 года.
В обоснование требований указала, что решением ответчика от 24 июля 2015 года N 877 ей отказано в страховой пенсии по старости с 13 мая 2015 года из-за отсутствия установленного законом 30-летнего медицинского стажа работы. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не были включены указанные выше периоды ее работы и службы, что она считает незаконным.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области Нестерова Т.А. в судебном заседании иск не признала, считая его необоснованным.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 27 ноября 2015 года, с учетом исправления описки, постановлено:
исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области удовлетворить частично;
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области N 877 от 24 июля 2015 года незаконным в части отказа зачесть в стаж, дающий право на назначение досрочно страховой пенсии по старости, период работы ФИО1 с 03 июля 1989 года по 09 сентября 1990 года в должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности с совмещением должности врача поликлиники, врача производственного терапевта, врача участкового терапевта в Отделенческой больнице им. К.Э. Циолковского Московской железной дороги, период военной службы по контракту в Федеральной службе безопасности в должности врача военно-медицинской службы с 01 ноября 1990 года по 01 января 2002 года, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и командировке с 07 января 1988 года по 08 февраля 1988 года, с 15 мая 1990 года по 28 июня 1990 года;
в удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда в части не включения периода ее службы заместителем начальника поликлиники - врачом Военно-медицинской службы Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калужской области, и принятии в этой части нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области Нестеровой Т.А., Чернавиной И.В., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что ФИО1 13 мая 2015 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 части 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области от 24 июля 2015 года N ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости с 13 мая 2015 года в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия 30-летнего медицинского стажа работы (на дату обращения стаж работы в связи с медицинской деятельностью составляет 05 лет 06 месяцев 28 дней).
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не учтены следующие периоды:
- в должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности в Отделенческой больнице им. К.Э. Циолковского Московской железной дороги с 29 июня 1989 года по 31 июля 1990 года, с 10 сентября 1990 года по 31 октября 1990 года;
- период военной службы в Федеральной службе безопасности Российской Федерации с 01 ноября 1990 года по 10 сентября 1994 года, с 01 октября 1995 года по 12 мая 2015 года;
- курсы повышения квалификации с 07 января 1988 года по 08 февраля 1988 года и период нахождения в командировке 17 января 1990 года и с 15 мая 1990 года по 28 июня 1990 года.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований ФИО1 о незаконности решения ответчика в части отказа зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы в должности заместителя главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности с совмещением должности врача поликлиники, врача производственного терапевта, врача участкового терапевта в Отделенческой больнице им. К.Э. Циолковского Московской железной дороги, периода военной службы по контракту в Федеральной службе безопасности в должности врача военно-медицинской службы с 01 ноября 1990 года по 01 января 2002 года, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации и командировке.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Что касается решения суда в обжалуемой части, то судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что с 1 ноября 1990 года по настоящее время ФИО1 проходит военную службу по контракту в УКГБ-УМБ-УФСБ России по Калужской области, с 27 сентября 2012 года является заместителем начальника службы - начальником поликлиники - врачом военно-медицинской службы УФСБ России по Калужской области.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшему до 1 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного в статье 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержатся в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в которых военная служба в Федеральной службе безопасности Российской Федерации не поименована.
В статьях 11, 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях; прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту); граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.09.2010 N 1152-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав ... ", военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установилправило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы (подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Решение же законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Принимая во внимание изложенные правовые нормы и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы о включении спорного периода прохождения ею военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба не содержит подтвержденных доказательствами доводов, которые, исходя из изложенного, могли бы служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 27 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.