Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2015 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 17 декабря 2015 года по гражданскому делу
по иску Т.Ю. к Министерству социального развития Московской области, Е.Ю. о взыскании денежных средств в порядке наследования, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов на оформление наследственных прав,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителей ответчика, представителя 3 лица,
УСТАНОВИЛА:
Т.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Е.Ю. (второй наследник) о взыскании с Министерства социального развития Московской области в порядке наследования компенсации на приобретение технических средств реабилитации в сумме 8888 руб., затрат на получение свидетельства о праве на наследство в размере 1000 руб., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.
Исковые требования мотивировала тем, что её отец Ю.Ф. являлся инвалидом 1 группы. С апреля 2012 г. болел раком прямой кишки с метастазами. По линии социальной защиты он должен был бесплатно обеспечиваться техническими средствами реабилитации "калоприемниками". До конца 2013 г. он их получал, но с 2014 г. их перестали выдавать по льготе, их пришлось приобретать ему самостоятельно. 08.11.2014 г. Ю.Ф. умер. Истица, как наследник, обратилась с заявлением и чеками на приобретение в Орехово-Зуевское управление социальной защиты населения за выплатой ей денежных сумм, причитающихся наследодателю, но не выплаченных ему при жизни. В выплате денежной компенсации ей было отказано в связи с перечислением денежных средств в Фонд социального страхования. В ГУ МОРО ФСС РФ истице пояснили, что денежные средства на реабилитацию умершего Ю.Ф. за 2014 г. им не поступали.
Е.Ю. с исковым требованиями согласилась, не претендовала на выплату ей компенсации в порядке наследования.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. С Министерства социального развития Московской области в пользу Т.Ю. взыскана компенсация за приобретенные технические средства реабилитации Ю.Ф. в порядке наследования в размере 8888 руб., а также уплаченная государственная пошлина в размере 400 руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб. и расходов на оформление наследственных прав в сумме 1000 рублей отказано.
Истица решение суда не оспаривает в части отказа в удовлетворении исковых требований по компенсации морального вреда и расходов на оформление наследственных прав
Не согласившись с вынесенным решением, в апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить и в иске отказать. По доводам жалобы фактически не согласны с решением суда в части удовлетворенных исковых требований.
В силу ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность решения суда в части удовлетворенных исковых требований.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований Т.Ю. о взыскании с Министерства социального развития Московской области денежных средств в порядке наследования в размере 8888 рублей, а также уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей, постановив по делу в данной части новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции в обжалованной части, данным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции, Ю.Ф. являлся инвалидом 1 группы и получал меры социальной поддержки в Орехово-Зуевском районном управлении социальной защиты населения.
Ю.Ф. умер "данные изъяты"
Т.Ю. является дочерью Ю.Ф.
Истицей в материалы дела представлены копии заявлений Ю.Ф. в Орехово-Зуевское районное управление социальной защиты населения и чеков на приобретение технических средств реабилитации (калоприемники) на сумму 5700 руб., 1188 руб ... 2000 руб., а также решения Орехово-Зуевского районного управления социальной защиты населения о предоставлении меры социальной поддержки "Компенсация расходов на обеспечение инвалидов TCP/ПОИ" N 768 от 16.06.2014 г., N 608005 от 31.07.2014 г., N 609381 от 29.10.2014 г. о предоставлении компенсаций за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации (калоприемники) в размере 5700,00 руб., 1188,00 руб ... 2000,00 руб.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 12.05.2015 г. дочь умершего Ю.Ф. Т.Ю. является наследником, в том числе в 1\2 доле ввиду отказа в ее пользу дочери наследодателя Е.Ю., суммы задолженности по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (ТСР\ПОИ) по состоянию на 28.04.2015 г. в размере 8888 руб.
Письмом N 18.56.04-2036 от 28.05.2015 г. Орехово-Зуевское районное Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Т.Ю. в выплате расходов по приобретению технических средств реабилитации отказано.
Письмом N 01-19\44\85 от 22.06.2015 г. Филиал N 44 ГУ - МОРО ФСС РФ также отказало Т.Ю. в выплате расходов по приобретению технических средств реабилитации.
Как следует из ответа Орехово-Зуевского городского управления социальной защиты населения от 01.12.2015 г. в соответствии с заявлениями Ю.Ф. о предоставлении компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации за период с июля по сентябрь 2014 г. начальником управления были приняты решения о выплате денежных средств в сумме 8888 руб. Компенсация не выплачена, так как поступление бюджетных ассигнований не было выполнено в достаточном объеме.
Разрешая спор и постановляя по делу решение о взыскании с Министерства социального развития в пользу истицы денежных средств за приобретенные наследодателем - отцом истца технические средства реабилитации в размере 8888 руб., суд первой инстанции исходил из того, что решение о выплате Ю.Ф. компенсации за приобретенные им технические средства реабилитации были приняты структурным подразделением Министерства социального развития Московской области - Орехово-Зуевским управлением социальной защиты населения, в связи с чем, реализация данных решений является обязанностью указанного ответчика, при этом, право на получение указанной компенсации у истицы возникло в силу ст. 1183 ГК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истица, как наследница Ю.Ф., имеет право на компенсацию за приобретенные им технические средства реабилитации, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1).
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 1183 ГК РФ требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом (п. 3).
Денежные суммы компенсации в счет возмещения расходов, понесенных на приобретение технических средств реабилитации для Ю.Ф. о взыскании которых просит истица (дочь наследодателя), после смерти Ю.Ф. вошли в наследственную массу, в связи с чем, истцом получено свидетельство о праве на наследство по закону.
Согласно разъяснению, данному в пункте 68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГКРФ.
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, в данном случае, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем Ю.Ф. при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию (приобретение калоприемников, которые ему были жизненно необходимы), включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях.
Вместе с тем, судебная коллегия считает неправильным вывод суда первой инстанции о взыскании спорной денежной суммы с Министерства социального развития Московской области, по следующим основаниям.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858).
В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.
В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
14.10.2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение N51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе, порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Как следует из материалов дела, согласно Актам приема-передачи заявлений о возмещении расходов на приобретение технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также программ реабилитации (заключений) инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не получивших компенсации пo состоянию на 31.12.2014 г. и реестру заявления Ю.Ф. и документы (N 38,39,40 реестра) переданы в Филиал ГУ-МОРО ФСС РФ.
Тем самым, с 01.01.2015 года у Министерства социального развития Московской области полномочия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации отсутствуют в полном объеме, финансирование из федерального бюджета бюджету Московской области и Министерству на эти цели не осуществляется, поскольку указанные полномочия для осуществления выплат компенсаций переданы ГУ Московское областное региональное отделение фонда социального страхования РФ за счет федерального бюджета.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выплате указанной компенсации на Министерство социального развития Московской области нельзя признать правильным.
Как усматривается из материалов дела, ГУ- Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ ответчиком по делу не привлекался, а участвовало по делу в качестве 3-лица, не заявляющее самостоятельных требований.
Также, судебная коллегия не может также согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Министерства социального развития в пользу истицы расходов по оплате государственной пошлины, исходя из следующего.
Статья 103 ГПК РФ, определяющая порядок возмещения судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, устанавливает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 04.08.2015 года N 642/29 Министерство социального развития Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство социального развития Московской области, выступающее по настоящему делу в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда в части удовлетворения исковых требований Т.Ю. о взыскании с Министерства социального развития Московской области денежных средств в порядке наследования в размере 8888 рублей, а также уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей и выносит новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 17 декабря 2015 года отменить в части удовлетворения исковых требований Т.Ю. о взыскании с Министерства социального развития Московской области денежных средств в порядке наследования в размере 8888 рублей, а также уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей.
В отмененной части постановить по делу новое решение.
Иск Т.Ю. о взыскании с Министерства социального развития Московской области денежных средств в порядке наследования в размере 8888 рублей, а также уплаченной государственной пошлины в размере 400 рублей оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.