Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мизюлина Е.В., Мертехина М.В.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2016 года апелляционную жалобу ГУ - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 08 декабря 2015 года
по делу по иску Г.И. к ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству социального развития Московской области и Министерству труда и социальной защиты РФ о взыскании в порядке наследования сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалидом,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителей ответчиков,
УСТАНОВИЛА:
Г.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, с учетом уточненных исковых требований просила взыскать в порядке наследования сумму компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалидом в размере 15 345руб.
В обосновании исковых требований указала, что её супруг Н.Н. являлся инвалидом 1 группы и пользовался соответствующими социальными льготами по медицинским показаниям, получал все виды социальных выплат, в том числе на приобретение технических средств реабилитации. В 2014 году Н.Н. не выплачено 15 345 рублей в счет возмещения затраченных им собственных средств на приобретение технических средств реабилитации (памперсы). В июне, августе, сентябре, октябре и 1 декабря 2014г. Н.Н. обращался в управление социальной защиты населения с заявлениями о возмещении в его пользу личных средств потраченных на приобретение технических средств реабилитации, которые рекомендованы ему в индивидуальной программе реабилитации. Орехово-Зуевским городским управлением социальной защиты населения в тот же период приняты решения "данные изъяты" от 23,06,2014г.; "данные изъяты" от 04.08.2014г.; "данные изъяты" от 21.08.2014г.; "данные изъяты" от 25.09.2014г.; "данные изъяты" от 30.10.2014г.; "данные изъяты" от 01.12.2014г. о предоставлении компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (памперсы) на общую сумму 15345 руб. Однако, при жизни Н.Н. не получил данную денежную компенсацию, 05.12.2014 года умер. При оформлении наследственных прав истицей получено свидетельство о праве на наследство по закону, как наследника к имуществу Н.Н., на получение от ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации денежной компенсации за приобретенные технические средства реабилитации в размере 15345 руб. Во внесудебном порядке ответчик в выплате компенсации отказал.
Представители ответчиков иск не признали.
Решением суда от 08.12.2015 года взысканы с ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу истицы денежные средства в сумме 15345 рублей. Во взыскании с Министерства социального развития Московской области и Министерства труда и социальной защиты РФ денежных средств в сумме 15345 рублей отказано.
Не согласившись с решением суда ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в апелляционном порядке просили его отменить, в удовлетворении иска к данному ответчику отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Судом установлено, что Н.Н. являлся инвалидом 1 группы бессрочно. Факт нуждаемости Н.Н. в технических средствах реабилитации (памперсах) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, сторонами не оспаривался.
Указанные средства реабилитации для Н.Н. были приобретены истцом за счет собственных средств в период с июня по декабрь 2014 года на общую сумму 15345 руб.
Решениями Орехово-Зуевского городского управления социальной защиты населения: "данные изъяты" от 23.06.2014г.; "данные изъяты" от 04.08.2014г.; "данные изъяты" от 21.08.2014г.; "данные изъяты" от 25.09.2014г.; "данные изъяты" от 30.10.2014г.; "данные изъяты" от 01.12.2014г. рассмотрены обращения Н.Н. и ему предоставлена компенсация за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации (памперсов) на общую сумму 15345 руб.
05.12.2014г. Н.Н. умер.
31.12.2014г. на Почтамп УФМС МО для доставки на дом были направлены денежные средства в счет компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации федеральным льготникам, в том числе Н.Н., однако 28.01.2015 года данные денежные средства были возвращены согласно Акта, в связи с отсутствием получателя дома.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании в пользу истицы денежные средства с ГУ- Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, суд, принимая во внимание, что в связи с открытием наследственного дела к имуществу умершего 05.12.2014г. Н.Н. и предоставлением наследником Г.И. сведений об обращении в течение срока, установленного ч.3 ст. 1183 ГК РФ, за выплатой данной денежной компенсации в Филиал "данные изъяты" ГУ-Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ пришел к выводу о том, что заявленные требования Г.И., как наследника, о взыскании денежной компенсации в размере 15345 руб., причитающейся при жизни наследодателю Н.Н., являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению с ГУ - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, как юридического лица, обладающего на момент рассмотрения данного дела в суде, полномочиями по финансированию расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, по следующим основаниям.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858).
В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.
В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
14.10.2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение N51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
С 01.01.2015 года полномочиями по обеспечению лиц с установленной группой инвалидности техническими средствами реабилитации в Московской области осуществляются Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением N051 от 14.10.2014 года и Акта приема- передачи от 15.01.2015 года Орехово-Зуевское городское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области передало Филиалу N44 ГУ-Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ заявления о возмещении расходов по приобретению технических средств реабилитации за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также программ реабилитации инвалидов, имеющих право на получение компенсации, в том числе документы Н.Н., что подтверждается сведениями Реестра.
В соответствии с п.1 ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1).
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 1183 ГК РФ требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом (п. 3).
Денежные суммы компенсации в счет возмещения расходов, понесенных на приобретение технических средств реабилитации для Н.Н., о взыскании которых просит истец (супруга наследодателя Г.И.), после смерти Н.Н. вошли в наследственную массу, в связи с чем, истцом получено свидетельство о праве на наследство по закону.
Согласно разъяснению, данному в пункте 68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГКРФ.
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, в данном случае, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем Н.Н. при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию (приобретение памперсов, которые ему были жизненно необходимы), включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Срок, в течение которого должны быть предъявлены требования о выплате этих сумм, является пресекательным и восстановлению в случае пропуска не подлежит, следовательно, требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что судом первой инстанции правильно отказано в удовлетворении требований истицы о взыскании спорной денежной суммы с Министерства социального развития Московской области и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, поскольку с 01.01.2015 года у Министерства социального развития Московской области полномочия по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации отсутствуют в полном объеме, финансирование из федерального бюджета бюджету Московской области и Министерству на эти цели не осуществляется, поскольку указанные полномочия переданы для осуществления выплат компенсаций переданы ГУ Московское областное региональное отделение фонда социального страхования РФ за счет федерального бюджета.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.