Судья Приморского краевого суда Ровенко П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя - генерального директора Акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" Ермакова С.А. на решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 18 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ОГИБДД МОМВД России "Дальнегорский" ФИО2 005 ПК (ю) N от 17 ноября 2015 года АО "ГМК "Дальполиметалл" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 18 февраля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба АО "ГМК "Дальполиметалл" - без удовлетворения.
С данным решением не согласился генеральный директор юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Ермаков С.А., в поданной в Приморский краевой суд жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника АО "ГМК "Дальполиметалл" Круглова А.А., поддержавшего жалобу, прихожу к выводу, что оснований для отмены вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Пунктами 5.1.8 и 5.1.9 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённых Приказом Минтранса Российской Федерации от 8 августа 1995 года N 73, предусмотрено, что к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов; водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе соответствующее свидетельство.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 21 октября 2015 года в 10 часов 25 минут в районе "адрес" в "адрес" края АО "ГМК "Дальполиметалл" допустило перевозку опасного груза специальным фургоном "УСТ54533В", государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО5, у которого отсутствовало свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Фактические обстоятельства совершения АО "ГМК "Дальполиметалл" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, оценёнными судьёй в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10 ноября 2015 года 005ПК(ю) N; рапортом инспектора ОР ДПС ОГИБДД МОМВД России "Дальнегорский" ФИО6 от 21 октября 2015 года; письменными объяснениями водителя ФИО5 от 21 октября 2015 года, из которых следовало, что 21 октября 2015 года он перевозил на автомобиле взрывчатые вещества, не имея свидетельства о подготовке водителя, перевозящего опасные грузы; путевым листом от 21 октября 2015 года, выданным АО "ГМК "Дальполиметалл" водителю ФИО5; нарядом-накладной АО "ГМК "Дальполиметалл" от 21 октября 2015 года N о перевозке со склада в район Верхнего карьера взрывчатых веществ; свидетельством о допуске специального фургона "УСТ54533В", государственный регистрационный знак N, принадлежащего АО "ГМК "Дальполиметалл", к перевозке опасных грузов; специальным разрешением от 28 мая 2015 года 25 N, выданным Управлением Государственного автодорожного надзора по Приморскому краю АО "ГМК "Дальполиметалл"; письменными объяснениями представителя АО "ГМК "Дальполиметалл" от 10 ноября 2015 года, согласно которым причиной совершения административного правонарушения явилось ненадлежащее исполнение главным инженером ЦТТ АО "ГМК "Дальполиметалл" ФИО7 своих должностных обязанностей, и другими материалами.
В соответствии со статьёй 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку АО "ГМК "Дальполиметалл" не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом в части необходимости наличия у водителя, перевозящего опасный груз, свидетельства о соответствующей подготовке, действия данного юридического лица было верно квалифицировано по части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ.
То обстоятельство, что непосредственно указанные выше нарушения были допущены сотрудниками АО "ГМК "Дальполиметалл", не исключает привлечение к административной ответственности за данное административное правонарушение и организации.
Наказание назначено юридическому лицу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, при этом, должностное лицо административного органа, рассматривавшее дело, воспользовалось положениями частей 3.2, 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, назначив АО "ГМК "Дальполиметалл" наказание менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ для юридических лиц.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении в нарушение части 3 статьи 23.1 КоАП РФ было незаконно рассмотрено начальником ОГИБДД МОМВД России "Дальнегорский", а не судьёй районного суда, несостоятельны.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
В данном случае, несмотря на наличие в материалах дела определения от 21 октября 2015 года N о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, фактически административное расследование не проводилось, поскольку сами материалы дела, помимо документов, полученных и составленных 21 октября 2015 года в момент остановки специального фургона "УСТ54533В", государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО5, содержат лишь письменные объяснения представителя АО "ГМК "Дальполиметалл" от 10 ноября 2015 года и копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АО "ГМК "Дальполиметалл" по состоянию на 21 октября 2015 года. Какой-либо комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий по делу не осуществлялся, следовательно, настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено начальником ОГИБДД МОМВД России "Дальнегорский" с соблюдением правил подведомственности.
Более того, исходя из системного анализа положений частей 2 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ можно сделать вывод, что дела об административных правонарушениях, перечисленных в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, производство по которым проводилось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению судьями лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.
Таким образом, судья Дальнегорского районного суда Приморского края с необходимой полнотой исследовал обстоятельства дела и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам. Вынесенные по делу об административном правонарушении постановление и решение являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 18 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья П.А. Ровенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.